КАК ПОМОЧЬ:

Казна НГД (на проекты и текущую деятельность): № 410011424908105 Яндекс-деньги
Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 Яндекс-деньги.

пятница, 16 ноября 2012 г.

Дети Фурсенко, дети Ливанова.

Недавно моя мама, весьма скептически относящаяся к Советскому Союзу, в разговоре о подрастающей ныне молодёжи, окрестила их не иначе, как "детьми проклятого капитализма". Собственно, примерно то же самое приходит на ум, когда изо дня в день наблюдаешь, находясь на работе, за жизнью теперешних подростков. И вроде бы я сам не старик - между мной и моими учениками меньше 10 лет разницы в возрасте, формально нас можно причислить к одному поколению - и тем не менее, пропасть между нами очевидна.

Я не собираюсь заниматься ворчанием в духе "молодые совсем обнаглели" (тем более, что и сейчас, к счастью, есть немало детей адекватных и воспитанных). Важнее другое. Вернувшись в школу через 6 лет после её окончания уже в качестве учителя, я увидел, какого масштаба разрушения принесла за это короткое время школе и её ученикам неолиберальная политика в сфере образования. 

Посудите сами! Воспитательная функция у учителей постепенно изымается. Ученика теперь нельзя элементарно выставить за дверь на уроке - я уже молчу о том, чтобы применять по отношении к учащимся какую-либо физическую силу. Школьников теперь не оставляют на второй год - гуляй, плюй на учёбу, веди себя, как хочешь - тебя протянут уж до 9 класса точно. Экзамены сдадут все (ЕГЭ же!) - а я вот с ностальгией вспоминаю времена, когда паре неандертальцев из параллели могли выдать вместо диплома справку (сейчас о такой практике, кажется, забыли и вспоминать не хотят).

Кошмар? Да. Но подождите - это ещё не всё.

Несколько "двоек" подряд ставить нельзя. И хоть ты разбейся, но, как учитель, ты должен даже отъявленных разгильдяев, которым на оценки откровенно плевать, вытягивать на существующую только в журнале "тройку". Выставлять оценку "2" за четверть, откровенно говоря, не рекомендуется, и даже если учитель на такой шаг отважится, он будет все каникулы заниматься в своё собственное время с этим самым двоечником. Естественно, в таких условиях практически никто из педагогов не выставляет реальных "лебедей" на страницы журнала.

Естественно, такая ситуация влияет и на школьников. Наглость их перешагивает теперь все мыслимые и немыслимые пределы. Чувство собственной безнаказанности, помноженное на особенности подросткового периода. В результате, поход к директору (который лет 10 назад казался едва ли не высшей мерой наказания) теперь ежедневная практика, не имеющая подчас, необходимого эффекта. Родители часто в данной ситуации также бессильны. И даже когда семиклассники приходят с пивом в школу, переливая его в бутылку из-под лимонада, это не вызывает особого резонанса - ну поругали, родителей вызвали - им-то что?

Эти дети прекрасно знают свои права, к ним апеллируют и грозятся засадить вас куда-нибудь, а вот с выполнением обязанностей дела обстоят уже туго. Кому нужна учёба? Немногим. Кстати, я тут рассуждаю больше о морально-этической стороне, а ведь есть ещё и другая сторона, касающаяся непосредственно стандартов преподавания - и это уже отдельная тема для разговора.

Впереди у нас, вероятно, введение ювенальной юстиции, ну или же отдельных её составляющих. Что делать преподавателям в таком случае и как сохранить качество образования хоть на сколько-нибудь приемлемом уровне? Большой вопрос. Если эти неолиберальные новшества будут реализованы, то, быть может, через 6 лет я буду с ностальгией писать из тюрьмы о подростках образца 2012 года. Так или иначе, реформа образования идёт и лепит новое поколение российских школьников. И попомните мои слова - в будущем страна ещё не оберётся с ними проблем.

Андрей Рудой