КАК ПОМОЧЬ:

Казна НГД (на проекты и текущую деятельность): № 410011424908105 Яндекс-деньги
Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 Яндекс-деньги.

суббота, 10 ноября 2012 г.

Вы можете не читать этот текст, просто посмотрите наши фотоснимки!

Вы можете не читать этот текст, просто посмотрите наши фотоснимки!
7 ноября 2012

Пока подавляющее большинство нижегородцев наслаждались выступлением на площадях города творческих коллективов и работой «Города мастеров», политически беспокойные граждане успели поучаствовать сразу в двух маршах. Первый, «Русский марш», был согласован с администрацией города и начался в полдень. Второй же, «Марш регионов», был запрещен властями, но все-таки подхватил эстафету протеста в 15:00.


«Русский марш»


Изголовье Верхне-Волжской набережной со стороны площади Сенной. Народ уже в сборе и ждёт указаний. На глаз, их приблизительно 500 человек. Вдоль толпы редкой цепочкой распределены сотрудники БСН (Батальона Специального Назначения). Движение перекрыто. Всё спокойно. Олег Иванов, один из организаторов марша, соратник движения «Русские», обращается к толпе через мегафон:

-Так, а сейчас все строимся в колонны по восемь человек. Если впереди идущие начинают замедляться, то замедляемся с ними до полной остановки. Ещё, чтобы никаких масок не было, лицо не закрываем – это запрещено.

Начинает образовываться колонна. Но масок или шарфов некоторые всё-таки не снимают. Впрочем, на это никто не обращает внимание. Раздают флаги и транспаранты, листовки и брошюры.

- Ну что, может, разогреемся? – вдоль колонны раздаются звучные лозунги. «Пока мы едины, мы непобедимы», «Один за всех и все за одного» и т.д. Зачастую в разных частях колонны лозунги слышны разные.

Маршрут давно спланирован и утверждён: пройти по Верхне-Волжской набережной до площади Минина, там завернуть вниз и уже по Нижне-Волжской набережной дойти до катера «Героя», где пройдёт концерт «Русского стяга», музыкальной группы, пропагандирующей, скажем так, спорные идеи некоторой части нашей молодёжи.

В Нижнем Новгороде «Русский марш» проводится с 2006 года ежегодно. И каждый год его основная задача – объединить под своим началом все националистические движения. Так оно и получается. Объединяются все. Тут и националисты, и движение «Общее дело», загадочная организация с солнышком на небесном фоне флага, предлагающие узаконить приобретение оружия дееспособными гражданами. Где-то в толпе мелькает активистка «Левого фронта».

Каждый пришёл сюда по своим причинам. В основном, это рядовое: «Государство должно быть для народа, а не народ для государства».

Один парень честно признался, что пришёл… для массовки. Кто-то требует освобождения полковника Квачкова, обвиняемого в «вооружённом мятеже», кто-то отмены 282 статьи уголовного кодекса (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Есть даже полотно с надписью «Kosovo je Srbija» («Косово это Сербия»)

Тронулись. Прошлись по набережным. Пошумели. Послушали «Русский стяг». Разошлись.

Кто-то зевает в толпе: «Скукотища-то какая…»
«Марш Регионов»

Большая Покровская забита людьми. Между кинотеатром «Октябрь» и «Художественными промыслами» поставлено заграждение. Таким образом, поток людей разделяется на встречное и попутное движения. Около промыслов стоят «пазики», забитые бойцами ОМОН. Около «Октября» стоят сотрудники полиции. Туда же начинает стягиваться народ. Оценить его количество сложно, толпа сливается с потоком прохожих. У пожилых людей уже берут интервью. Недовольны злополучными 39 талонами на проезд. Если приглядеться, то можно понять, что многие прямиком с «Русского марша».

Появляются люди с символикой «лимоновцев» - красный флаг с «лимонкой» в центре. Организуется колонна. Разворачиваются транспаранты «Хватит кормить Москву», «Путин будет казнён», «Россия без Путина». Один из лимоновцев при помощи мегафона рассказывает о том, что на марш приехали люди из множества городов России. Из толпы слышится ироническое: «По одному человеку, что ли?» В команде полицейских тоже появляется мегафон.

Как сообщил Андрей Шмонин (заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ГУ МВД России по Нижегородской области), марш не был согласован из-за того, что его организаторы ранее были привлечены к административной ответственности за нарушение правил проведения митингов, пикетов, шествий.
Однако сами участники митинга думают по-другому. Например, гражданская активистка Дарья Гладских считает, что причины отказа в проведении митинга несправедливы:

- Нам отказали как обычно, как и всегда под совершенно надуманными предлогами. То есть диалог с администрацией города уже ни к чему не приводит. Они стараются подавить нашу активность, но им это не удастся.

На самом деле, список требований митингующих довольно обширен и не лишён рационального зерна. Но в толпе слышно лишь одно послание - «Долой Путина».

Всё готово для представления. Каждый занял отведённую ему позицию. Люди заряжены на заведомо запрещённые действия. ОМОН подтянулся к заграждениям, и ждёт приказа на заведомо жестокие действия. Полицейский с мегафоном стоит в боевой готовности. Обе стороны знают, чем всё это закончится, сценарий давно написан. Свет. Камера. Мотор.
Колонна трогается в сторону площади Минина и Пожарского. В этот же момент к ней выходит полицейский с мегафоном, кидая заученные фразы: «Этот митинг не согласован», «Прошу Вас разойтись» и т.д. ОМОН стягивается к заграждениям, готовясь принять демонстрацию на себя. Все действуют слажено и чётко. Настойчивое ощущение «срежиссированности» не покидает меня.

Однако следующие события развивались со скоростью остросюжетного фильма. По команде организаторов, колонна змейкой разворачивается на 180 градусов и быстрым шагом удаляется от слегка шокированных сотрудников полиции в сторону площади Горького. Маршировать в этом направлении им, кроме встречного потока людей, уже никто не мешает. Из колонны слышатся антиправительственные лозунги. С криками «Революция» демонстрация заворачивает в сторону улицы Звездинки, видимо, рассчитывая окончательно запутать представителей закона. К этому моменту, опомнившаяся полиция прибегает к месту событий. Ставит живую цепь, стараясь не пропустить протестующих на дорогу. Но слишком поздно, на проезжею часть летят дымовые шашки. Движение в сторону площади Горького останавливается. Образуется пробка. Все сигналят. Из застрявшей маршрутки демонстрацию с любопытством рассматривают пассажиры. Гражданские активисты забираются на бетонный блок, расположенный в закрытом на ремонт сквере.
Полицейская цепь замыкает марш в кольцо. Здесь оппозиция допустила ошибку. От Большой Покровской есть короткая дорога к Звездинке через дворы. Оттуда уже выбегает внушительная шеренга ОМОНа. Начинаются задержания. Людей хватают за руки, за ноги и уносят. В один момент баланс сил меняется в противоположную сторону. Количество омоновцев начинает превышать количество самих протестующих. Приезжает «пазик», куда загружают людей. Кого-то тащат по тем же дворам на Покровскую.
На земле сидит мужчина средних лет. Над ним стоят двое омоновцев. Затёртая куртка вся в грязи, со штанами тоже самое. Его пытаются поднять, но он усиленно обмякает в руках – так труднее нести. Зовут ещё двоих. Общими усилиями мужчину поднимают и несут дальше. Через некоторое время он выскальзывает из куртки и падает на землю. Процессия останавливается. Демонстранту говорят, чтобы он надел куртку. Пока он её натягивает, к нему подходит полицейский и пытается уговорить пойти самому. Оппозиционер гордо молчит, упрямо смотря в землю. Рядом стоит пожилая женщина. Твердит, что она юрист, а они поступают неправомерно. На неё просто не обращают внимания. Несут дальше. Через десять метров останавливаются опять – задержанный вновь выпал из своей куртки.
Через 30-40 минут на Звездинке возобновилось движение. Почти никого не осталось. Лишь несколько полицейских и журналистов ждут продолжения. На бетонном блоке молча стоит человек. В руках плакат: «Сегодня незаконно посадили моих друзей – завтра посадят твоих! Свободу политзаключённым! Не забудем! Не простим!»

Его никто не трогает. Его слова тоже никого не трогают.

Холодно. По домам. Вечером праздничный ужин и салют.

С праздником, горожане!

Степан ПУХМАРЕВ, Илья МОРОЗОВ, фото Ильи МОРОЗОВА