КАК ПОМОЧЬ:

Казна НГД (на проекты и текущую деятельность): № 410011424908105 Яндекс-деньги
Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 Яндекс-деньги.

суббота, 30 марта 2013 г.

Ильинская, 126. Cкандал по-нижегородски

Много событий отгремело с начала ильинской эпопеи, много копий сломано, о чём следовало бы сказать особо?

Прежде всего, надо понять, что история со сносом особняка Гузеевой – именно так рекомендует называть дом на Ильинке автор историко-культурной экспертизы – лишь эпизод нешуточной и длительной борьбы нижегородцев за сохранение человеческого облика города.
Особняк Гузеевой – это вершина айсберга, невидимого нижегородским обывателям. Десятки домов «ветхого фонда» сносятся незаметно и быстро: плевать бульдозеристу на старинные наличники, а его нанимателю – на причуды безвестного архитектора, если дом в списках «объектов культурного наследия» не значится, а земля в центре города бесценна. Последний раз подобные здания ремонтировались в 1967-1971гг., к юбилею Октябрьской революции, рождению Ленина и 750-летию города. А если они умудряются ещё стоять, то следует ночной пожар – и памятника как ни бывало.

Чиновники настаивают на своём: а был ли мальчик, а, может, мальчика-то и не было? Не являлась снесённая «гнилушка» или «развалюха» памятником с официальным статусом! (мы, дескать, кому надо, давно проплатили, и бумажки у нас все в порядке). Вспоминается кот Бегемот, заметивший, что Пушкин с Достоевским тоже вроде бы ни в каких союзах писательских не состояли… Нет у дома официальной истории (не найдены, например, чертежи с именем архитектора в архивах, не останавливался в нём, случайно, Дюма или Толстой), не блещет он и особенными изысками – значит, беззащитен перед современными вандалами, у которых «вместо совести – доллары в глазах». Просто красивые дома – старинные, русские! – никому не нужны? Можно ломать, чтобы построить взамен свои – безликие и аляповатые, сверкающие стеклом и высокомерно возносящиеся над собратьями, пока, в свою очередь, не снесут их лет через пятьдесят… Прут на нас эти сверкающие фасады, олицетворяя торжество бог весть чего, только не человечности. И ни одного дерева вокруг, лишь чахлые кустики рядочком…

Мои ученики могут себе позволить бывать за границей – по обмену в Германии, в турпоездке по Испании, в школе моделей в Таиланде… Пока ещё они возвращаются в родной город, но с каким сожалением… Получат образование – и поминай, как звали! Ведь как ни старайся Сорокин и компания, подражая Европе, лучше неё не построишь; обезьянничая, теряем мы своё лицо, и будут наши лучшие умы утекать за границу, а улицы пополнять ряды гастарбайтеров.

Уничтожение старинной городской среды – самоубийство Нижнего Новгорода, и горе тому, кто этого не понимает.

Но вернёмся к фактам. Особняк Гузеевой на Ильинке стал самым ярким примером безумия и коррумпированности нашей администрации. Дом красивый, прочный, отремонтированный подлежал сносу лишь потому, что так хотел застройщик.

Незачем ему приспосабливать свой проект к старому зданию – то ли размах сдерживать не хочет, то ли конкуренции боится. Ведь нынешние гении не утруждают себя изысками и прикрасами, им главное строить «числом поболее, ценою подешевле» (для себя, разумеется, а не для покупателя квартир). Выглядит на картинке этот проект не слишком ярко: простенькие фасады пятиэтажек и башня в центре, сверкающая стеклом и закруглёнными формами с высоты 13-ти этажей. Да, в центре Нижнего можно, оказывается, строить такие высотки, потому что генплан эти места центром не считает. Никто уже не вспомнит сейчас сгоревших в квартале или снесённых «деревяшек» - словно невидимая рука расчистила место для застройки, - но вот особняк Гузеевой активисты СпасГрада и НГД отстояли. Полуразрушенным напоминанием стоит он возле трамвайной остановки: главный фасад цел и каждому являет, какую красоту пытаются уничтожить жадные и торопливые вандалы.

Не будем лукавить: есть на Ильинке дома наряднее и ярче, от классицизма до модерна, а этот – не слишком жалуемая академическая эклектика, впрочем, неожиданно сдержанная и утончённая. Не шедевр, а просто красиво. Памятник? По мнению эксперта, да – рекомендован к включению в реестр объектов культурного наследия. Почему, ведь он же не слишком оригинален? Потому что нельзя уничтожать городскую среду XIX века, даже середнячков, чтобы не торчали сохранённые шедевры одинокими игрушками среди стекла и бетона.

Закон был на стороне активистов: вновь выявленный памятник подлежит защите сразу же, и прокурор уже отправил Балмусову пугающую цидульку: не сметь! Не веря могуществу прокуратуры, продолжили СпасГрад и НГД свои дежурства у дома, а скандал, тем временем, разрастался.

О коррупции Сорокина, главы города, сделали передачу А.Караулов и А.Хинштейн. Общий тон их разоблачений был вполне верноподданническим: позорят, дескать, такие мэры батюшку Путина…

Раз дом стоит, приезжают местные журналисты и снимают. Уж как они преподносят увиденное, не здесь судить, но имеющий глаза видит…

И тут Сорокин решил попиариться на юбилее Максима Горького. 145 лет земляку нашему исполнилось бы, и устроен был некий официоз у памятника в центре города. Если б Сорокин Горького читал, то побоялся бы приезжать: вдруг Максимыч оживёт, как статуя Петра или Командора! Ведь не жаловал он при жизни нижегородских богатеев, наподдал бы пендаля Сорокину наш Буревестник революции… Но и Пушкина мэр не читал, поэтому памятника не испугался.

Однако пришли к Горькому и другие люди – наши активисты. Дело в том, что стройка-то будущая, по которой Гузееву сносят, рядом совсем разворачивается, дежурным у дома - минуту ходьбы. И были к мэру вопросы: почему накануне юбилея сносят, например, деревянный дом рядышком – это дом №72 по ул. Горького. Не повезло бедолаге, Алёша Пешков в соседнем жил, 74-м, который ничем не лучше, но мемориальный. Правда, историки предлагали и «соседа» оставить, в качестве охранной зоны, но Балмусов с экскаватором этих мер не одобрил. Чудная картина: возлагает Сорокин гвоздички к монументу, а в ста метрах от него дом доламывают, сохранение которого позволило бы нижегородцам представить, как выглядел их город в «Детстве» и «В людях». Лицемерие нашего мэра уступает только его жадности.

Быстрым движением порвал сорокинский чинуша плакат активиста М.Рыжкова – «Сорокин – палач Старого Нижнего». Давно замечено, что закон они чтят и применяют очень избирательно. Однако, М.Рыжков, активист НГД, отстаивал свою позицию перед Сорокиным вполне твёрдо, еле успевая отслеживать поток мэрской демагогии и вежливых оскорблений. В разговор включились и активисты СпасГрада – Аня Давыдова, Алексей Папин. Спор с кандидатом исторических наук мэр предпочёл перенсести в стены своего кабинета – на следующий день А.Давыдова, действительно, побывала на приёме. (Вот подробная статья участника мэрской встречи - http://mryzhkov.livejournal.com/5202.html)

Но пока что приходят вести ещё более важные: 29 марта проведены обыски в офисах сорокинских строительных кампаний и его заместителя Миронова. День назад предпочитал Миронов общаться с народом, не опуская ветрового стекла своего автомобиля (см. фото справа), а теперь постучались к нему всерьёз…

Не верим мы в самоочищение «едросов», но устранение любого жулика встретили бы с радостью. Вот только «сажают» у нас других и за иное, не верится в реальные сроки для коррупционера, которых он, по-видимому, заслуживает.

Однако если удастся при этом дом на Ильинской сохранить, было бы здорово. В любом случае, весенне-летняя кампания борьбы с вандалами-«строителями» начинается.

Илья Мясковский

Источник: http://amateur-71.livejournal.com/3088.html