…Вот, предположим, я – депутат или какой-нибудь ответственный чиновник. Помню, что зарплату мне платят горожане. И вдруг, предположим, я узнаю, что на улице Горького собираются срезать наш исторический парк, где деревья растут из могил, устроить 6 магистральных полос между забитыми пробками площадями. Тут у меня – депутата или чиновника – возникает беспокойство: а что же люди скажут? Ну не все – а есть же среди горожан специалисты. Есть автомобильный факультет и факультет дорожного строительства – со статьями в сборниках, рефератами и диссертациями – они точно могут объяснить, нужны ли городу эти 6 полос, привести аргументы и просчитать последствия…
Но специалисты молчат. Тогда я, взволнованный депутат и совестливый чиновник, лезу ночью в интернет, покупаю книжки Вукана Вучика, перечитываю статьи и интервью Михаила Блинкина, листаю блог Михаила Якимова – одного из четырех в стране профессоров транспортных систем.
Всего за несколько часов я узнаю немало. Вполне достаточно, чтобы выстроить причинно-следственную цепочку.
Так вот, известно, что:
- эффективность принятого решения по реконструкции дороги рассчитывается на основе «суммарного уменьшения времени реализации всех транспортных корреспонденций, делённое на капиталовложения в эту новую реконструкцию»;
- при этом важно учитывать, за счет какого транспорта будет снижено это самое время.
Это значит, что эффективность использования улицы напрямую зависит от количества пассажиров, которые смогут беспрепятственно проехать по ней. И, следовательно, улицу Горького необходимо загрузить исключительно общественным транспортом, мало того – трамваем! Ведь именно трамвай способен перевезти наибольшее число пассажиров в час - по 30 тыс. пассажиров на одну линию (автобус – 15, а легковой автомобиль – 3).
Но для этого улицу Горького не требуется расширять. Достаточно было оставить ее в прежнем виде. Этот вывод подтверждается мировым опытом: «Если в районах высокой концентрации различных видов деятельности активно использовать виды транспорта с низкими провозными возможностями, в особенности частные автомобили, город непременно столкнется с проблемой заторов, с ненадежностью и низкими скоростями сообщения, высокими транспортными издержками, ухудшением качества окружающей среды…»
У нас трамвая по Горького не случилось. Но и проехать участок от Горького до Свободы любой транспорт сможет с обычной для города скоростью. А если посмотреть дальше – то получится, что пробка лишь переместится с улицы – на площади. Потому что кусок из 6 полос не встроен ни в какую систему. Это точно так же как расширение Окского съезда вынесло пробку на Комсомолку!
Такое может происходить в том случае, если транспортное планирование не затрагивает задач выше отраслевого и объектного уровня. Когда за «пунктом А и пунктом Б» не видят города в целом. А ведь ни первый год известно, информация не является секретной, и Михаил Блинкин (научный руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики) повторяет её настойчиво и громко: «В успешных городах конфигурация улично-дорожной сети двухконтурная: первый контур — это улицы, на которых главенство отдается пешеходам и общественному транспорту, второй — фривеи, где абсолютный приоритет за автомобилями. Эти два контура взаимодополняют друг друга, а смешивать их негуманно и непродуктивно».
…Вот тут меня – совестливого депутата и взволнованного чиновника – накрывает дичайший (и очень модный) когнити́вный диссона́нс. Выходит, что та система, к которой я принадлежу, не в силах создать жизнестойкую систему города. Она состоит из некомпетентных людей или откровенных врунов?!!
Дальше мне придется расстаться с предположением – я не понимаю, сколь долго можно находиться в этом когнитивном диссонансе, даже если зарплата, что платят вам горожане, давно не является основной статьей доходов. Даже если вокруг вас – сплошное строительное лобби.
Я, как человек вне системы, хочу предложить открытое обсуждение вопроса 6 полос – с приглашенными из других городов экспертами, умными и не шумными модераторами, ответственными за проект и его заказчиками.
Хотя почти уверена, некому по-серьезному за это взяться – от сбора мнений до публикаций и представления их в СМИ. Поэтому остаётся лишь мчаться в воображаемом трамвае, и щебетать слабым голосом финальные слова из известного фильма… Впрочем, мы все ровно этим и занимаемся.
Марина Игнатушко
Источник: http://politkuhnya.com/comments/drugie-kommentarii/7895-gospoda-vy-zveri-gospoda-vy-budete-proklyaty-svoej-stranoj.html