КАК ПОМОЧЬ:

Казна НГД (на проекты и текущую деятельность): № 410011424908105 Яндекс-деньги
Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 Яндекс-деньги.

пятница, 22 февраля 2013 г.

Сказ о том, как люди школу защищали

В Дзержинске продолжается конфликт вокруг передачи православной гимназии им. Серафима Саровского здания школы № 15.

Вместо собрания — пресс-конференция

На 16 февраля по инициативе Дзер­жинского отделения Левого фронта при содействии Движения в защиту детства было запланировано собрание родительской общественности на тему судьбы школы, а после него — серия одиночных пикетов на центральной площади. Для поддержки дзержинцев из Нижнего Новгорода приехала небольшая группа гражданских активистов и представителей СМИ. Подтянулось и несколько местных активистов. Но вместо группы родителей на собрание пришли лишь двое: одна очень активная бабушка и дзержинец, который не имеет отношения к этой школе, но не остался равнодушным. По словам Валентины Федоровны, директор школы запугивала родителей, пришедших на собрание, что их будет задерживать полиция. Ранее обещавший прийти помощник депутата городской думы, на мгновение заглянув в подвал «хрущевки» с собравшимися, скоропостижно исчез, сославшись на внезапно возникшие «личные обстоятельства». Зато к собравшимся проявила явный интерес местная полиция. Неподалеку от входа в подвал уютно расположились знакомый по «суду над книгой» «Форестер» без номеров и «Ниссан-Альмера»: по паре полицейских чинов в каждом плюс видеокамера. Не те ли это «личные обстоятельства», вдруг помешавшие помдепу?

Ввиду численного преимущества представителей СМИ перед «заинтересованной общественностью» собрание превратилось в пресс-конференцию Валентины Федоровны.

«Отруби себе ту руку, которая себе не прочит»

Прежде всего, бабушка выразила удивление позицией директора школы Светланы Пугачевой: «В школе было собрание родителей. Мы ждали, что директор соберет нас всех в актовом зале, расскажет, что и почему происходит и ответит на вопросы. Но она приказала развести нас по классам, то есть прикрылась классными руководителями. Дескать, если у кого будут вопросы, она придет в этот класс. Но вопросы-то у всех одни и те же! Я считаю, что Светлана Сергеевна побоялась собрать нас вместе, а заодно решила разобщить, чтобы мы не смогли сорганизоваться. По сути, это предательство — и детей, и учительского коллектива, который собирался многие годы. Учителя у нас хорошие, дети их любят».

Почему в школе некомплект? «Микрорайон у нас многонациональный, много татар, — отвечает Валентина Федоровна. — Хотели даже открывать классы с изучением татарского языка. Но открыли православную гимназию, и многих родителей из традиционно мусульманских семей это соседство отпугивает. Из-за этого некомплект еще больше. Только недавно в школе сделали ремонт. Родители помогали личным участием в работах, — продолжает Валентина Федоровна. — Теперь все это у нас хотят отобрать».

У присутствующих возник вопрос: как городское руководство образованием хочет решить проблему некомплектности школ (в городе сейчас 5 тысяч «лишних» школьных мест) и одновременно сохранить это здание в системе образования? «Сейчас в православной гимназии 260 учеников (в муниципальной школе № 15 их сейчас 367; всего же здание рассчитано на тысячу с лишним учащихся — Прим. ред.), — отвечает она. — Не думаю, что найдется столько желающих отдать своих детей в православную гимназию, чтобы заполнить все здание: не такой у нас религиозный народ.

Есть подозрение, что вы привезли взрывные устройства

Примерно так обратился к выходящим из подвала по окончании «пресс-конференции» упитанный и вежливый подполковник полиции Олег Бойко — начальник ОООП УМВД России по г. Дзержинску. «Подозрение о возможной причастности лица к чему-либо противоправному, если оно используется для любых ограничений прав — например, права на личную неприкосновенность или свободу передвижения — не может основываться на чьем-то мнении. Оно должно быть достаточно обоснованным» — прокомментировал это впоследствии правозащитник Станислав Дмитриевский. Но все попытки подозреваемых выяснить, на чем основано подозрение в столь опасном деянии, результата не дали. В конце концов, некоторые «подрывники», сумки и документы предъявили, а наиболее принципиальные — наотрез отказались. Тем не менее, возле подвала никого не задержали, и все, включая полицейских на «Альмере», отбыли к месту проведения пикетов.

Школы, конечно, можно оставить. Но за школу они должны платить

Это — одно из указаний Гитлера по организации жизни местного населения на «восточных территориях». Как и другие высказывания фюрера на туже тему, оно было процитировано в листовке «Другой России» под названием «Что такое реформа российского образования?», которую раздавали прохожим на одиночных пикетах.

В листовке проводилась параллель между нынешней политикой властей в сфере образования и планами гитлеровцев. Брали листовки довольно охотно. Несмотря на промозглую погоду, Валентина Федоровна тоже потребовала себе плакат и встала на указанное ей место. «Я пришла на пикет отстаивать нашу 15-ю школу, чтобы ее оставили за нашими детьми и за нашими педагогами, чтобы в ней продолжали учебу наши дети и внуки. Я здесь стою, чтобы меня поддержали другие жители нашего города», — заявила она на видеокамеру.

Упомянул Гитлера? — Экстремист!

Без четверти шесть участники акции свернули плакаты и собрались расходиться. Но все полицейские, до этого безотлучно находившиеся на площади и никак не реагировавшие на происходящее, кроме переписывания данных участников, вместе с внезапно присоединившимися к ним бойцами спецназа окружили собравшихся. Один из них с недвусмысленной настойчивостью предложил окруженным «добровольно» пройти в находящийся рядом отдел полиции. На естественный вопрос о причинах гостеприимства подошедший мужчина в штатском вдруг представился заместителем начальника полиции Дзержинска Забировым и заявил, что участники акции распространяли «экстремистский материал», ту самую листовку «Другой России». По этой причине все будут доставлены в полицию и задержаны для установления личности, обстоятельств и взятия объяснений. Его нисколько не смутило, что в пикетах участвовали не только раздававшие листовку «другороссы».

Один из присутствующих связался со Станиславом Дмитриевским и проинформировал его о происходящем. «Это чушь и беззаконие! — заявил тот. — Экстремистским может считаться лишь то, что по решению суда внесено в федеральный список экстремистских материалов. Листовка судом не рассматривалась. Гитлер может быть упомянут и процитирован в различном контексте, и вовсе не обязательно, что в экстремистских целях».

Ранее на суде, рассматривающем «экстремизм» научной монографии «Международный трибунал для Чечни», выступил российский правовед Юрий Дмитриев. Он заявил, что цитирование не означает согласия авторов основного текста с автором цитаты, и поэтому не может быть основанием для претензий к авторам текста, содержащего цитаты. Но километровое расстояние от суда до отдела полиции оказалось непреодолимо для проникновения логики в полицейское сознание. В полицейском понимании предполагаемыми экстремистами оказались все, включая Валентину Федоровну и представителей СМИ, которым по своему статусу нельзя принимать участия в освещаемых ими событиях. Под угрозой применения силы всем пришлось пройти в отдел полиции.

«Я теперь всегда буду ходить с вами!»

«Добровольно» пришедших заводили по двое внутрь, где брали объяснения и досматривали. Изымали не только «экстремистскую» листовку, но и листовку Левого фронта, к которой никаких претензий не было. В это время оставшиеся в вестибюле активно «твитили» происходящее и давали по телефону интервью различным СМИ.

Оказалось, что на внештатного фотокорреспондента газеты «Трудовой Нижний» Илью Мясковского, который весь день кроме фотоаппарата ничего в руках не держал, составлен рапорт, что он якобы лично вручил его составителю листовку. Правда, никаких свидетелей в рапорте не указано, и протокол об административном правонарушении на подпись «нарушителю» тоже не представили.

Тем временем, у полицейских стали происходить заминки. Куда-то испарилась пара неустановленных лиц в штатском. А когда вышедший в вестибюль офицер пригласил к инспектору очередную пару «экстремистов» опереточной фразой: «Господа! Пройдемте, пожалуйста!», стало ясно, что мыльный пузырь лопнул, не успев надуться, и местное полицейское начальство пытается хотя бы сохранить лицо.

Лев Лерман

Источник: http://novayagazeta-nn.ru/2013/269/skaz-o-tom-kak-ljudi-shkolu-zaschischali.html