Ситуация со школой №15 в Дзержинске не является уникальной, ряд школ Нижнего Новгорода находится в аналогичном положении. А когда нарушается сложившееся положение вещей, конфликты неизбежны. Возмущение родителей школы №15 понятно и обосновано, перевод детей в другие учреждения создает огромное количество проблем, негативно сказывается на успеваемости. У находящихся в "подвешенном" состоянии дзержинских школьников, по словам их родителей, уже сегодня нет "никакого желания делать уроки". Что касается передачи здания православной гимназии, то РПЦ в данном случае действует как любая общественная структура, стремящаяся к экспансии и усилению своего влияния. Если государство готово практически даром отдавать ей свое имущество, то Церковь, естественно, будет этим пользоваться. Большую часть вопросов тут нужно переадресовать к министерству образования и имущества области.
Сложно сказать как общество воспринимает перепрофилирование школы №15 в православную гимназию: широкая общественность узнала об этой проблеме несколько дней назад благодаря событиям 16 февраля в Дзержинске. Но я не хотел бы, чтобы эта проблема свелась к обсуждению роли религии в образовании и взаимоотношений РПЦ с государством, это частности, важнее осмыслить политику в сфере образования в целом. Здесь происходит последовательный отказ государства от выполнения социальных обязательств, наложенных Конституцией в части обеспечения права на общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование (ст. 43 Конституции РФ).
Образование это не просто "социальная услуга", оно формирует сознание граждан, формирует будущее страны. По тому, что происходит с российской школой, четко прослеживается, какого будущего хочет сегодняшняя власть: растят не отягощенное культурой, историей и "лишними" знаниями поколение, которое будет способно обслуживать сырьевую экономику, но не будет способно решать творческие задачи и отстаивать свои интересы. В эту канву укладываются все законодательные инициативы последних лет от закона "Об автономных учреждениях" от 3 ноября 2006 г. до увольнения 240 тысяч преподавателей, подписанного премьером 30 декабря 2012 г. Это и сокращение преподавательского состава, и сокращение числа образовательных учреждений, и падение объема и качества образования. Ситуация вокруг закрываемой из-за введения "подушевого" финансирования школы №15 является уже видимым проявлением политики РФ в сфере образования.
16 февраля на одиночных пикетах в защиту школы раздавались листовки "Другой России", в которых реформа российского образования сравнивалась с планами Гитлера по "обустройству" "восточных территорий", была приведена компилятивная цитата из высказываний, которые ему приписывают. "Местное население не должно получать высшего и даже среднего образования. Школы, конечно, можно оставить. Но за школу они должны платить. Программы сделать такими, чтобы школьник знал как можно меньше. Считать дальше пятисот не надо. Надо отучить их мыслить. Да, развлекать и отвлекать от попыток обретения политических, научных и вообще каких-либо знаний." При всем желании, найти тут разжигание ненависти к какой-либо социальной группе не получится (разве что к Гитлеру). Однако, оглядываясь вокруг, мы видим, что реформа российского образования полностью соответствует его планам.
Задержав участников акции, дзержинская полиция поступила со своей стороны глупо, поскольку своими действиями сделала рядовую акцию событием федерального масштаба, что открыло возможность для широкого обсуждения проблем образования и донесения взгляда оппозиции и "Другой России" в частности, на происходящее, до граждан. Так что остается их поблагодарить. Не думаю, что дело получит дальнейшее развитие, все-таки спецслужбы одумаются и не будут делать нам больше таких шикарных подарков. Впрочем, запрет на знание истории, в частности, цитат Гитлера, тоже одно из направлений внутренней политики РФ. Что ж, будем просвещать народ в меру своих сил и возможностей.
Юрий Староверов
Источник: http://birzha.ru/opinions/10520/