КАК ПОМОЧЬ:

Казна НГД (на проекты и текущую деятельность): № 410011424908105 Яндекс-деньги
Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 Яндекс-деньги.

понедельник, 25 июня 2012 г.

Алё! это прачечная!?


Алё! это прачечная!?


\вынужденно публикую удостоверение, выданное мне коллегами через Фейсбук\ 

Открытое письмо Министру Культуры Владимиру Мединскому

Давайте начнем с чистого листа, новый министр – новые надежды. Глупо, конечно, питать иллюзии, что в стране победившего некогда хама и вырезанного генофонда, моральный кодекс строителя коммунизма, создавший Гомо Советикус, (того, что сделал себе харакири либерализацией экономики) принесет здоровое потомство методом почкования. Лучше всего, если мы будем говорить на одном языке, желательно русском, поскольку он, в основном, и определяет предмет нашей полемики – Русская Культура. А если кому-то не терпится в этом усмотреть великодержавный шовинизм, переведем – Культура России. Радует одно, что новый министр – Владимир Ростиславович Мединский – человек, без сомнения,  воспитанный, образованный и, вполне допускающий полемику, как жанр общения народа и власти. Однако, наряду с этим позитивным обстоятельством, существует ряд сложноподчиненных предложений, способных из, упавшего с Неба позитива, так, и не получить заветных ответов на животрепещущие вопросы. Да, ангажированность, да, склонность к беллетристике, да, история с диссертацией, но, наравне с тем беспределом, что творится в Государственной Думе или судебно-правовой системе, все вышеперечисленное – лишь субъективные качества личности, которая всегда несовершенна, и вполне себе может развиться в нечто более объективное. 


Когда-то, в четырнадцать лет, я задал себе вопрос, вполне естественный для того возраста: на что же потратить выпавшую мне жизнь, исходя из тех уже определившихся талантов и наклонностей, что обрисовала начальная школа и семья. Выбор профессии пришел несколько позже, но я хорошо запомнил логику своих размышлений, основанную на том самом математическом методе «от противного». На вопрос, что же движет человечеством, и куда оно движется, если движется, и что его делает этим самым человечеством, ответ оказался вполне простым и понятным для среднестатистического отрока, не обремененного религиозными воззрениями, впрочем, как и патриотическим советским пафосом, вдалбливаемым мне и моим сверстникам в головы при помощи шести орденов комсомола. Тогда я отчетливо понял то, что весь мир, любого формата и социальной системы, крутится на колесе Его Величества Прогресса, основанного на экономиках, индустриях, науках и т.д., и т.п. В чем же конечный смысл Прогресса? Освободить человека от тяжелого физического труда? Ликвидировать позорную эксплуатацию человека человеком? Оставить потомкам светлый, чистый мир? Да. Да. Да. А зачем? Есть Бог или нет? Есть ли загробная жизнь? Человек решает это сам для себя, исходя из понятия животного страха смерти и светлой надежды на лучшее. Но, отбросив эту, никогда не разрешаемую обществом дилемму, остановимся на жизни земной. Ведь добывать пищу, размножаться и заботиться о потомстве присуще всему живому, и червячкам и приматам. Что же нас объединяет и делает гражданами, кроме оплаты услуг ЖКХ и действующим Уголовным Кодексом? И ответ остается один – Культура, господа. Все позитивное и жизнеспособное, начиная с элементарного бытового и семейного взаимопонимания, не взирая на калейдоскоп наций, религий и обычаев, на сложность коммуникаций цивилизации, банковского обслуживания или гостиничного сервиса, музейного шедевра или оплаты труда слесаря – все это Культура. Кто-то назовет это Эгрегором, А может быть это и есть Бог. В 98-м, выброшенный из жизни дефолтом, как и тысячи сограждан, я за еду писал иконы при Казанском Храме в Суздале. Там на клире служила матушка Алефтина, что часто приговаривала: «Не озабачивайтесь, обчайтесь, Господь меж людьми розлит». С тех пор я часто соизмеряю свои поступки, и поступки людей, в этой системе координат, оставляя право на эмоции, но этот камертон ее очень простого, и понятного всем, определения человечности и правил приличия остался во мне.

Слышите меня, Владимир Ростиславович?

Последнее время, проснувшуюся от спячки страну, потряхивает от вчерашнего нефтяного похмелья. Это, (почти) буржуазный класс полинявшего гламура, серьезно обеспокоился ограниченностью тупиковой ветви забронзовевшей эволюции, и, наконец, вспомнив о своем креативном предназначении, собрался на площадях и в скверах в едином беспечном порыве с леваками и нациками, сказать свое громкое НЕТ! Честно? Я рад. Почему? Потому что это тоже часть культуры, той самой ипостаси, отделяющей идиота от личности. Наконец-то, свершилось чудо, и сытый человек перестал быть червяком из страха потерять свое будущее благополучие. Здесь можно говорить власти «спасибо» или поливать ее из «говнометов» – не столь важно, и того, и другого она честно заслужила. Важно понять главное: Россия – это «кидалово». Так здесь принято – урвать, и посмеяться над лохом. Или кто-то решил, что палочно-пыточная система МВД приехала к нам с Марса, переименовавшись из милиции в полицию? Все это было и раньше. И та самая пресловутая приватизация 90-х спокойно перекочевала в «нулевые», только с лампасами на галифе, а не на трениках «Адидас». И мы все это знаем, но продолжаем лицемерить, принимая в Государственной Думе законы, отменяющие Конституцию страны. И это тоже наша Культура. Вернее – ее отсутствие. 

Понимаете, Владимир Ростиславович?

Ну, не возможно, переименовав улицу Удальцова в Николая Романова, поселить там аристократию, которую расстреляли в затылок отморозки Ленина и Сталина. Там живет теперь Сергей Удальцов, и имеет на это полное право, не взирая на Ваши (почти) честные и патриотические утверждения. И более того, выводя на митинги своих сторонников, при всей кажущееся маргинальности и узости коммунистических воззрений, его искренний революционный романтизм куда чище и благороднее подковерной суеты «кремлевских кукловодов» и «думских старцев». И это тоже культура. Пестуя великодержавность «олигархов в гбшных сапогах» и «озёрных кооператоров», мы снова загоняем себя в беспросветную ложь, которая всегда выходила для страны боком, еще со времен Годунова до Ельцинского «опохмела». И все это перекрашивание фасада отделов «полицейского шампанского», новый покрой армейских трусов, переводы стрелок, и абстрактные сокращение времени и пространства по методу Д.А.Медведева – тоже ложь. Очковтирательство, смеху подобное, как и переименование улиц. Не станет Удальцов Романовым, как не станет Дальний Восток ближе. Может быть, все-таки в консерватории что-то поправить? Все-таки, о человеке вспомнить, а не бирки менять?

Понимаете, Владимир Ростиславович?

Почему-то, говоря о русской культуре, и простые граждане, и непростые небожители, ограничиваются такими трендами как: балалайка, матрешка, петрушка, лубок. Я имею в виду музыку, искусство, литературу, театр и (куда уж от него) кинематограф. Это же не так. Неужели, экономика, бизнес, семья, религия, армия, спорт, философия, наука, быт – это совсем не часть культуры? Или этика с эстетикой на разных полках стоят? Мы все заключены в один огромный процесс создания и потребления культуры, как духовной, так и материальной,  постоянно видоизменяющейся, в зависимости от достижений научно-технической мысли. Нельзя назвать организм живым, расчленив его и разложив органы в физ.раствор. Это, извините, кунсткамера, поэтому, лично я рассматриваю чиновника от культуры совсем не так, как привыкли партийные и ответственные работники – типа, драм кружок при партии власти, а несколько наискось: чиновник – это тля на теле дуба, это планктон для брюха кита, выполняющий свой природный физиологический смысл, и не более. Возможно ли это объяснить, одуревшей от нефтедолларовой халявы, власти? Нет.

Понимаете, Владимир Ростиславович?

Нас пугают чем? Развалом страны? Что мы все перегрызем друг другу глотки? Помните шутку Задорнова: давайте объявим войну Америке, и на следующий день сдадимся. Какая разница адекватному человеку, кто будет грабить ресурсы – Путин и Ротенберги? Немцов и Пономарев? Обама и Меркель? Да с иностранцами мы хоть поторговаться сможем, они на царский трон вряд ли будут иметь претензии, а Путин нас и не спрашивает. Здесь можно возражать до умопомрачения, но сегодняшние потуги той же РПЦ на монополию Боженьки не выдерживают никакой критики. Если спросить Патриарха: Отче, а какой Бог самый правильный? Индуистов вон только миллиард, не говоря уж о прочих конфессиях? Что он ответит? Ответит, что ты враг России и Веры Православной. Хорошо. А Ислам? Тоже враги? Так что давайте прекрасные наши религии перестанем превращать в орудие фашистских пыток, и договоримся так: Вера – это личное, куда более приватное, чем интимные отношения с супругой, и неизменно право личности на свободу совести. Религия?  Да, это удел политики, влияния и государственной позолоты гербов. Церковь – явление социальное, то есть общинная жизнь, и в каждом Храме –  каков поп, такой и приход, поскольку нет ничего более действенного в практике жизни общины, как личный пример пастыря без растворяющихся «Брегетов», сакральной нано-пыли и неформатных молебнов юродствующих дурех. Ибо это все тоже – культура. 

Понимаете, Владимир Ростиславович?

Вот теперь и представьте себе объем ответственности и влияния высшего чиновника от культуры на сто сорок миллионов странно образованных индивидуумов. Представили? Нимб и сандалии не жмут? Кто же такой, этот Верховный Повелитель нравов и вкусов страны? В чем же смысл Его Великолепного Присутствия? Может быть, именно в том чтобы объяснить полковнику спецслужб, отжавшему у парочки евреев контроль над Всероссийской нефтяной артерией, что «мочить в сортире» как-то не «камильфо» для международного эфира, но для устрашения террористов прокатит, а вот «уконтропупить» стотысячную стаю собственных «бандерлогов» – уже больше походит на микс агитпропа 3-го Рейха в купе со сталинскими баландами. Ну, а если «по чесноку»? Зачем напоминать неудобные пассажи, лучше удвоить число графоманов-негров, для увеличения объема около исторических томов и увеличения объема продаж несколько подрихтованого прошлого, далекого и недавнего. Ведь теперь уже не надо впадать в клинч с безумной Латыниной, низвергая ее психоделические эскапады сухими цифрами сводок НКВД, той еще «честной конторки», что не оставила и следа, не то чтобы о затопленных на Соловках баржах с офицерами и священниками, но даже крестика на топографической карте, где постыдно спрятала останки императорской семьи. И это тоже культура. 

Понимаете, Владимир Ростиславович?

В чем же дилемма? Сложности-то особой нет. Так уж устроен российский менталитет, что не ведал он демократий, кроме Новгородского Вече. Были беглые в Сибирь, были казачьи засеки, но покуда масса людей, освобожденная от крепости лишь 150 лет тому, не привыкла к ответственности даже за себя, нынешние властьимущие клоуны, возведшие самих же себя в ранг аристократии, абсолютно уверены, что, нахапав денег, они превратились не только в финансовых гениев, но и в неких абсолютов. Но, увы, они не способны по настоящему оценить талантливых людей, и пользуются услугами никчемных серых «жополизов», кормящихся с их стола. Но даже если кто-либо из этих «монархов своей поляны» способен понять, что худой ботаник в очках сделает их «на раз» в плане мозга, то их «царская осанка» потерпит фиаско. А это не допустимо. Потому бегут людишки, но уже не в Сибирь, а в Европу, поскольку не имеют желания быть тем самым фотоаппаратом, которым папуасы колют орехи. И это тоже, как ни странно, культура.

Понимаете, Владимир Ростиславович?

В общем-то, сказанное мной, всем, хоть сколько-то мыслящим людям, известно. И то, что сегодня творится с образованием, под грифом «Перлы ЕГЭ» вполне можно тиражировать брошюрой «Анекдоты в дорогу», ничего не приписывая от себя. Остается признать, что власть планомерно уничтожает любую форму школы, умножая тем самым поголовье «скота», то есть «зеков» и «вохровцев», нужных ей для добычи полезных ископаемых под мерный гул проповедей «политруков в рясах». Можно уже не распаляться  в риторике и не сеять «многабукф», поскольку все письма, открытые или закрытые, но не совпадающие с мнением адресата – не важно Путина, Медведева или Деда Мороза – останутся еще одним утонувшим криком в колодце ваших важных кабинетов. Но оставаться безмолвным мудрым деревом – тоже не доставляет радости, чтобы и у вас не было повода не расслышать. Такая вот игра – «Вы нам писали?» И это тоже сочтем за культуру.

Понимаете, Владимир Ростиславович?

Но, отвергая, предлагай. Хотя, что отвергать, если Вы еще сами не поняли где Вы, и зачем в этом «где» оказались. Можно помечтать – «если бы я был министром культуры». Но я скажу честно, я особо не знаю, зачем нужно министерство культуры. С образованием понятно, это государственная прерогатива – как с ним, образованием, бороться, мы уже имеем представление. Но все же, если представить, что МинКульт как Культ Мин, первый взрыв я бы направил на семью. Именно этот институт четверть века состоит в загоне, именно равноправие супругов уничтожило сам уклад жизни, препарировав устои православия, ислама и иных конфессий в клубы по интересам «кому за тридцать» и «местком». И самое важное – ничего никому не навязывать. Просто предложить человеку, а выберет он сам. А лучше – сделать семью приоритетом государственной политики не только в плане поддержки материнским капиталом, но и с точки зрения семейного досуга настолько все сделать доступно и открыто для самых малоимущих, что семейный поход в кино, театр или концерт, являлся бы рядовым, но вместе с тем интереснейшим событием. Впрочем, как и иные виды именно семейного досуга, некогда разгромленные в сельских и поселковых культурных анклавах. Ибо возрождение России все равно начнется с возвращения самых простых человеческих ценностей – дом и семья. Поскольку то, что закладывается родителями в детстве – не выжжешь и каленым железом. И если поверить тому, что родина начинается с семьи, то не ювенальной юстицией надо добивать остатки советского уклада, а находить новые формы развития местного самоуправления, совместно с отделами культуры и творческими людьми, живущими в одном населенном пункте. Может быть это мечты, которые не примет народ, но это его право.

Понимаете, Владимир Ростиславович?

А вот как нам найти водораздел между культурным и некультурным? Во что оно одето – в обноски хипстера,  джинсу рокера или «пенджак Версачи»? С чего начинается родина – с неумелых аккордов вождя нации? И чем кончается – фаллосом Литейного моста? В каких же это генах засела борьба с безграмотностью методом голодомора и коллективизации? Трудно определиться в аморфных ценностях. Вот, западные авангардисты 20 века восхищались русскими иконами, на что мы им ответили национальной гордостью за Толстого и Пушкина, даже не читая их. И это в порядке вещей, ведь волшебная сила искусства народом воспринимается особо – до семи лет за видеоролик с панк-молебном для мамашек, а главарю банды за заказное убийство малых детей штраф – по 300 евро за душу. Его, главаря,  конечно, посадят для поднятия иммунитета – в Думу, разумеется. И мы это глотаем. И все это тоже наша с вами культура – и политическая, и правовая.

Понимаете, Владимир Ростиславович?

Зато, у нас есть балет. И космические корабли все продолжают настойчиво бороздить Большой театр, падая в океаны, и теряясь в просторах бесконечного космоса. Не мудрено, ведь борьба с молодежью продолжается посредством элитарного Сколково, где будут выведены особи для шарашек и экспоцентра ВДНХ. А десятки тысяч никому не нужных мальчишек и девчонок так и останутся в густом вакууме провинциального анекдота, где как динозавры вымерли преподаватели хореографии, а учителя музыки и ИЗО спились от абсолютной бессмысленности их фундаментальных знаний. Лишь некоторым «не от мира сего» дятлам удается как-то долбить больной местный бюджет на правах родственников Отдела Культуры. Панацеей всему, разумеется, зомбо-ящик, заменяющий гуманитарное просвещение и воспитание масс застиранными слюнявчиками сериалов, киллерами-ментами и агентами непонятных никому секретов, педиковатыми эстрадными звездами и бесконечной рекламой-рекламой-рекламой всевозможного барахла, создающего по городским свалкам культурный слой того самого Величия нации. 

Понимаете, Владимир Ростиславович?

Ах, да, еще же на повестке Ленин! Вот уж точно – культурное наследие эпохи. Позвольте совет. Бесплатно. Поскольку некрополь – это не такое, уж редкое явление средневековья, в котором мы имеем счастье созидать наш славный феодализм, не стоит относиться к мумии вождя атеистов как к некой маргинальщине. У Православия есть свои каноны – раки со святыми мощами, у идолопоклонников и почитателей Вуду – свои, вполне законные претензии на сакральность. Просто надо законодательно передать тело Ленина коммунистам, а если потянут на гроши – сдать им в аренду Мавзолей, исходя из рыночной цены квадратного метра Красной Площади. Ведь если кто-то устраивает рок-фестиваль памяти Леннона, он платит аренду зала, аппарат, гонорары, и никто не давит на факт всемирной любви к Битлз. Просто платят деньги, и все. Вот в принципе, существует же имущественный кодекс в отношениях с РПЦ? Значит, вполне реально решить этот вопрос через референдум – оставить или нет, если оставить – кто платит за содержание и аренду помещения. И сразу все встанет на свои места. Потянут три-четыре сотни партийцев эту ношу – пусть тянут. А в остальном – отнестись к телу без предвзятости, опираясь на гуманизм. Это же наше лицо – отношение к памяти не во всем правых предков. Просто надо научиться делать выводы. Чем не культура?

Понимаете, Владимир Ростиславович?

И что же нас ждет? По сути – ничего нового. Понятно, что дотации театров найдут своих «доверенных лиц», тома «Этногенеза», «Телок» и «Гасторбайтеров» – своих почитателей, огромные залы попсы, как бочки набьются  глухими сельдями зрителей, Селигер соберет рекордное число портретов Путина, Никита Сергеевич снимет Безрукова в роли Медведева, и Бурановским Бабушкам раздадут ордена. А в углу напротив – все те же обездоленные бюджеты нищих библиотек, самодельных музеев, смехотворные зарплаты обветшалых Дворцов той самой Культуры, и торговые ряды с Измайловским китчем на всех окраинах Золотого кольца. По утлым клубам все также будут ютиться фестивали виртуозов блюза, на стеллажах по мастерским пылиться холсты в унылом ожидании еще одного Гельмана, снова побитого казаками за пятую графу, да, и фильмы Сокурова так и не покажут даже в программе умника Гордона. А улицы переименуют обязательно, и много. Ну, надо же чем-то занять бюджетных гномов. И будет нам культуры невпроворот.

Правда ведь, Владимир Ростиславович?

PS
Алё!! Это прачечная?!
Вы только не подумайте, что я против переименовать улицы. Ну, например, Урицкого во Владимире в Гончарную, а если покопаться в архивах, можно найти и самое раннее название этого места. Почему не против? Потому, что я сам родился в городе Дзержинске Горьковской области. Представьте – область Горькая, и город ГУЛАГом веет. Но когда в 90-м Горький переименовали снова в Нижний Новгород, дзержинцы отстояли свое гордое имя, хоть предлагалось вполне нейтральное – Черноречье, вместо прежнего – села Растяпино. Меня тогда, жившего на чужбине, «рвало» на такую НКВДшную родину как  Штирлица в анекдоте. Но Дзержинск добровольно остался ГУЛАГом. А в 2006 году гипсовый памятник Феликса Эдмундовича заменили на бронзовый, вместо того, чтобы поставить часовенку памяти репрессированным. Так земля http://www.proza.ru/2012/06/09/1086 юдей все-таки надо спросить – кто им ближе? Вера Засулич или Князь Константин Александрович? Увидите, как разойдутся мнения. Не факт, что этому народу ближе аристократия, нежели цареубийцы. Да, и вот еще что. В Дзержинске Эдичка Лимонов родился. Мало кто из ответственных квартиросъемщиков это помнит, и даже в городском Доме Книги об этом факте – ни слова. Хотя, говорят, он тоже писатель, также как и Вы. Или совсем не также? Но, сдается мне, что он точно министром культуры не станет никогда. Такие дела.


Александр Грейдер