В советское время мне пришлось участвовать в написании трех книжек о горьковской милиции. И конечно, тогда все-таки слова «офицер милиции» звучали гордо. И те, кто носил на своих офицерских погонах большие звезды, были людьми действительно уважаемыми. И скандала такого типа, как разразился сейчас в нашем регионе - помощник начальника ГУ МВД России по Нижегородской области Леонид Копытов и его жена были задержаны по подозрению в мошенничестве - не могло даже быть. Я, по крайней мере, ничего такого никогда не слышал.
А сейчас это очень типичный случай. То, что очень близкий человек к начальнику ГУ МВД России по Нижегородской области Ивану Шаеву попался на мошенничестве в крупных размерах, конечно, само по себе - чрезвычайное происшествие. Но я могу сказать, что это - чрезвычайное происшествие для обывателей. А в милицейских рядах, наверное, этот случай могли бы счесть вполне рядовым и вся его чрезвычайность лишь в том, что человек попался.
Стоит лишь посмотреть, как живут наши полицейские начальники. Вот сам Леонид Копытов - полковник. Имеет квартиру в восемьсот квадратных метров. По телевидению показали эту квартиру, где она находится и как она благоустроена. Так же живут миллиардеры! Так живут крупные бизнесмены! Откуда это все взялось у офицера полиции?
Но если мы поглядим на других милицейских чинов, на судейских и прокурорских работников, мы увидим, что они живут в особняках. И вряд ли поселились сюда на свою заработную плату.
Сейчас вот еще привезли беглого судью из Арбитражного суда, который также попался на взятках и тоже вместе с женой - оба примера как-то так демонстрируют, что такие люди мошенничают не в одиночку, а целыми семьями.
И то, что примеров можно найти гораздо более чем один, показывает, что случай с полковником Копытовым - достаточно типичный для нашего общества.
Печально еще и то, что в милицейских рядах ничего не изменилось, несмотря на переаттестацию и несмотря на переименование в полицию. Мы каждый день как боевые сводки читаем в средствах массовой информации о том, что полицейские попадаются на взятках, на мошенничестве, совершают автомобильные преступления на дорогах, ездят пьяные, пытают, калечат и даже убивают людей. Обидно, что немалые деньги, которые мы израсходовали на модернизацию милиции в полицию, были потрачены впустую.
Сегодня мы не видим комментариев на эту тему из уст высокопоставленных начальников нижегородского региона. Мы не видели комментария самого начальника этого полковника - генерала Шаева, который никак не объяснил населению, что происходит в том управлении, которым он командует.
Не сделал никакого заявления и разъяснения и нижегородский губернатор Валерий Шанцев, по репутации которого также был нанесен значительный удар, потому что именно он отвечает в регионе за все, в том числе он несет ответственность за тех офицеров, которые мошенничают и берут взятки. С него особый спрос: главный представитель власти - это губернатор, и он должен не допускать таких случаев и вести профилактическую работу в подобных сферах, действуя совместно с федеральными начальниками соответствующих служб и ведомств.
В итоге настоящими преступниками оказываются люди, которые должны нас защищать. И мы, конечно, должны сами задуматься: кто же нас охраняет, кто нас защищает? И как же нам жизнь с такой полицией, которая сама ворует, убивает, организует преступные сообщества?
Конечно, здесь что-то не в порядке.
Владимир Носков