Ты узнаешь этот дом? Ведь его очень трудно забыть – стоит только раз увидеть и останется в памяти. Деревянный дом на углу Семашко и Ульянова. Стоял он тут и в XVIII, и в XIX, и в XX веке, и в XXI перешел, конечно, перестраивался время от времени, но сохранился до сих пор, несмотря на все невзгоды. Дом официально признан памятником архитектуры регионального значения. Это значит, что хозяин его – область, а, точнее, министерство имущества правительства Нижегородской области, которое до сих пор не приняло никаких мер, после того, как дом был расселен. Последняя его жиличка получила квартиру в декабре прошлого года. Вот с тех пор он и остался бесхозным. А что такое бесхозный деревянный дом в Нижнем Новгороде? Это означает полную его беззащитность – любой может обидеть. Вот приглянется кому-нибудь этот лакомый кусочек земли и сожгут. С людьми и то поджигали дома в Нижнем Новгороде. А уж пустой дом без охраны, без заботы… Как дожил он до этих мартовских дней…
На днях встречалась с одним известным москвичом. У него вдруг образовались свободные дни, и он приехал в Нижний посмотреть нашу деревянную архитектуру. Не “Фантастику” с “Седьмым небом”, не “Этажи” с “Шоколадом”. А вот этот деревянный Нижний Новгород. То, чего уже другие российские города потеряли. У нас деревянные дома жгут, разбирают, правдами и неправдами доказывают их ординарность, а они все не сдаются. Раз уж вот так из Москвы приезжают смотреть на них.
Сколько таких домов, стыдливо прикрытых большими рекламными плакатами, стоит в центре Нижнего? Ведь именно они могли бы собирать вожделенных нашей властью туристов не только из-за границы, но и из других российских городов. Не понимаем мы ценности того, что имеем, что отличает нас от других мегаполисов. Застраиваем каждый сантиметр старого Нижнего, рушим историю, которая, между прочим,стоит больших денег.
Вот так, незаметно, рядом с острогом, который является памятником федерального значения (не регионального, который просто так с весов сбросишь), началось строительство шестиэтажного дома. Как уже о решенном вопросе говорят о переезде Музея интеллигенции с улицы Горького в болото на Щелковский хутор (хотя разрешение из федерального министерства культуры до сих пор не получено). Все эти утраты можно увидеть и прочувствовать, когда идешь по улице пешком – из окна чиновничьего автомобиля они выглядят по-другому. Вот и оказывается, что дороги города узки и площади малы. И раздается высочайший окрик: “Сносить, расширить, построить!”
Так что, у нас в городе по-прежнему один хозяин?
Валентина Бузмакова