Русский человек привык жить с мыслью о лесе, как о последнем прибежище. В лес уходят от войны, от гонений, от шума и суеты — в партизаны, беглецы или отшельники. Он — родной, здесь хватит места всем. В окрестностях Керженца скиты появились еще до церковного раскола середины XVII века. После начавшихся изуверств сюда, в глушь, сотнями бежали от лютого Никона и псов царевых. Неслучайно в местные предания вросла фигура Степана Разина и его лихие люди, а чуть теплящиеся в наше время людские поселения как-то не приняли властную вертикаль РФ — она где-то там, в бесконечно далекой от реальности телевизионной дымке. И даже редкие участковые стараются не вмешиваться в местные дела — себе дороже.
В этом свете история Александра Ермакова, этакого лесного духа — лесовика, последнего хранителя леса, выброшенного новыми хозяевами жизни из своего обиталища в глухой чащобе среди вековых топей и тишины, помимо понятных эмоций — выбросили с женой на улицу зимой, старых, беззащитных, нагло и глумливо, ради сиюминутной корысти — вызывает эсхатологический ужас. Куда теперь бежать, где тот заповедный край, куда не доберутся вездесущие чиновники, магнаты, судьи? И что дальше-то будет?
Пока гром не грянет…
Первопроходцем керженских лесов среди нижегородского чиновничества по праву может считаться нынешний глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко, который облюбовал место под дачу рядом с селом Великовским Лысковского района еще в 90-е годы. Тогда он стремительно покорял лестницу своей карьеры под протекторатом губернатора Бориса Немцова, чтобы позже обернуться «киндер-сюрпризом» для народа, автором дефолта 98-го года в правительстве Ельцина.
Местные жители до сих пор относятся к нему, заядлому охотнику и любителю экстрима, скорее нейтрально-положительно, чем враждебно. В конце концов «Кириенко дорогу сделал» — асфальтовой дороги до Великовского до нулевых не было. И позже каждый знал, что когда в сторону леса пролетал вертолет, то это Кириенко на Ардино охотиться полетел. Помех от его периодических визитов местные не ощущали. Вот и наш герой-лесовик Ермаков вспоминает с теплом, как Кириенко как-то в конце 90-х запросто остановился у него в избушке, водкой угощал. Добрый барин!
Но время шло, и в стране в соответствии с неолиберальным экономическим курсом принимались поправки в Земельный, Водный, Лесной кодекс. И незаметно область оказалась поделенной между кланами чиновников и бизнесменов. Посмотрите на карту охотничьих угодий: конечно, на ней есть красные пятна заказников и воспроизовдственных лесных участков, и даже небольшие вкрапления «общедоступных охотничьих угодий» — обделенных природой и дичью уголков области. Но основную часть растащили толстыми пальцами всевозможные ООО и ОАО.
Видимо, вокруг Кириенко и сложился кружок единомышленников-охотников — в основном бывших и действующих энергетиков, которые тешатся вип-охотой и рыбалкой на землях Великовского лесхоза. На сайте охотничьего хозяйства «Великовское» лежат потрясающие фотографии чиновников на охоте. Просто не верится, что в миру угрюмые и злобные чиновники могут быть такими счастливыми. Видимо, отдохнуть и расслабиться они способны только среди себе подобных вдали от людских глаз. Редкий вид, как-никак.
Можно предположить, что в какой-то момент, нагруженный почестями и государственными нуждами, отяжелевший Кириенко решил передать свою «дачу» вместе с угодьями в надежные руки. Наместником стал энергетик (с 1997 по 2008 на руководящих постах в крупных энергетических компаниях Нижегородской и Кировской областей) Владимир Лебедев. С 2002 года учредителями ООО «Охотничье хозяйство „Великовское”» являются ООО «Леком», принадлежащий его жене Наталье Лебедевой и, с 2004-го, его сын Андрей Лебедев. Как сообщают источники, учреждено ООО было в 1992-м году Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Нижегородской области и Владиславом Бозиным, ныне являющегося заместителем председателя правления общественной организации «Общество охотников и рыболовов „Великовское” Лысковского района Нижегородской области». Председателем правления является известный нам Владимир Лебедев.
В мае 2012-го один из знатоков охоты в «Великовском» Валерий Дельфинов был назначен на пост начальника Управления по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (новое название подразделения минэкологии, учредившего в свое время ООО «Охотничье хозяйство „Великовское”»).
По словам Ермакова, Дельфинов за время работы в Лысковском районе попортил ему немало крови. Согласно судебному решению Нижегородского районного суда от 29 марта 1993-го, Дельфинов наложил незаконное денежное взыскание на охотника в размере 8000 руб., опираясь лишь на свое воображение. Также известно о привлечении Дельфинова к административной ответственности за самовольное выделение лицензий на отстрел кабана в охотугодьях Сергачского охотобщества и Пильнинского района сверх установленного лимита в 2006 году.
Особенно тщательно Дельфинов «следил» за охотохозяйством «Великовское», прогоняя от него непрошеных гостей, в том числе грибников и обычных туристов, воспрепятствовать свободному перемещению которым по лесу запрещено в любом случае. И, судя по его карьере, он нашел сильных покровителей. Вскоре после волшебного обретения диплома о высшем образовании (негосударственное образовательное учреждение «Московский институт права» выдало его 20 сентября 2011 года), Дельфинов совершает карьерный скачок.
Таежные баре
В 2010 году именно Дельфинов инициировал тяжбу по сносу дома Ермакова, основываясь на фантасмагорических предположениях о помехе для расселения бобров и незаконно возведенной Ермаковым постройке (имелось в виду его хозяйство, доставшееся в наследство от отца).
К слову, в прессе озвучивались аргументы о том, что дом лесника стал пристанищем браконьеров. На это Ермаков отвечает, что сколько Дельфинов не приезжал с постоянными проверками, нарушения ни разу не были зафиксированы ни у него дома, ни около него. Ермаков давал приют всем приезжающим, в том числе и Сергею Кириенко, и если кто-то из его посетителей охотился незаконно, то фактов, которые бы об этом свидетельствовали, несмотря на строгий контроль, зафиксировано не было.
Неправда и то, что Ермакову в связи с переселением жителей деревни Пенякша было предложено жилье в Валках, в котором он якобы поселил своего сына. Жилья Ермакову не предлагали, но в Валках был дом, принадлежавший его сестрам, которые прописали сына у себя. После смерти теток дом перешел к сыну Ермакова.
Другое дело, что при наличии бесплатной альтернативы охотничьим домикам по цене 24 000 руб. в сутки и прочим недешевым услугам, с прейскурантом которых можно ознакомиться на сайте «Охотничьего хозяйства «Великовское», Ермаков мешал бизнесу и отдыху «серьезных людей». Пенякша находится от новой охотничьей базы ООО на озере Ардино на расстоянии не более пятнадцати километров по прямой.
Не отставал от Дельфинова и Владимир Лебедев. Словно одна рука толкала их вверх по карьерной лестнице: через несколько месяцев после назначения Дельфинова, в июле 2012 года Лебедев с поста заместителя губернатора назначен заместителем министра природных ресурсов и экологии РФ. И кто бы это из его знакомых мог пролоббировать назначение на уровне министерства?
Примерно в то же время возле основной базы ООО «Великовское», на даче, возник первый общественный скандал. Многочисленные окрестные и нижегородские рыбаки обнаружили, что грунтовая дорога, ведущая к Волге, перекрыта шлагбаумом, а на берегу Волги идет строительство. Однако строить на землях лесфонда капитальные сооружения запрещено.
Как объяснил Владимир Лебедев журналисту, чтобы перевести эту землю из лесфонда в категорию поселений, ему потребовалось восемь лет. «Я заплатил собственные деньги, провел соответствующее решение на федеральном уровне. И вот когда перевод земли в другую категорию произошел, я участвовал в конкурсе на ее освоение, прошел инвестиционный совет и приобрел эту землю… Ну, не я приобрел, земля оформлена на другого человека… Но я участвовал в том, чтобы все это свершилось» (публикация «Рыбаков огрели шлагбаумами» «МК-Нижний Новгород» от 23 мая 2012). Ну а запрет на передвижение по «своей земле» Лебедев объяснил тем, что рыбаки «много мусорят». Есть еще вопросы?
Подобным же образом, очевидно, возник забор и на озере Ардино, находящемся в глубине леса на территории уникальной Камско-Бакалдинской группы болот, являющихся особо охраняемой природной территорией. Забор вокруг озера заметили прошлым летом. Сейчас там идет активное строительство: помимо двух охотничьих коттеджей и бань, находящихся непосредственно на берегу озера, на огороженной территории находится гараж, заставленный снегоходами, несколько других хозяйственных построек. Но больше всего впечатляет стройка огромного деревянного дворца с мощным фундаментом в нескольких сотнях метров.
(Продолжение в следующем номере)
Юрий Староверов