КАК ПОМОЧЬ:

Казна НГД (на проекты и текущую деятельность): № 410011424908105 Яндекс-деньги
Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 Яндекс-деньги.

четверг, 9 мая 2013 г.

Год после Болотной – что дальше?

Вот и пролетел год после Болотной. И этот год в российской истории будет считаться за десять. А с приснопамятных «выборов» Госдумы 4 декабря 2011 года прошла целая эпоха. В политическом смысле той додекабрьской России больше нет. В нашу жизнь прочно вошли понятия «ПЖиВ», «белоленточники», «бандерлоги», «митинг», «винтилово» и т.д. Конечно, и до этого партии, организации и просто отдельные группы будоражили тину путинского застоя, но в эти полтора года зарастающая водорослями тишь да гладь вздыбилась, как от взрыва.

Теперь многие спрашивают – ну и что? Прошла волна? Будет ли новая, или опять всё уляжется на свои места?

6 мая 2013 года в Нижнем Новгороде оппозиция провела серию пикетов под общим лозунгом «Свободу политзаключённым!», где в центре внимания были, конечно, узники Болотной, но не только. Увы, Россия по количеству политзеков уже переплюнула брежневские времена и, вспять истории, уверенно движется к сталинским. Как и на других пикетах, подходили люди с вопросами, буквально: «Как жить дальше?», «Что будет делать оппозиция?», «Что делать мне, если я недоволен властью, но на площадь, как вы, пойти не могу?».

Я не претендую на то, что знаю истину. То, что я говорю и пишу, вряд ли можно считать даже программой оппозиции или какой-то её части. Это мысли для обсуждения, которое сейчас обязательно должно состояться. Нам нужно создать некий план действий на ближайшую перспективу – может быть, на год или два. Глубже история вряд ли позволит, особенно, в нынешний бурный век.

Изложу тезисно, чтобы легче было обсуждать:

1. Надо гнать от себя слабонервных, а то и провокаторов, которые катаются по полу и бьют лысиной по паркету с криками: «Пропала Россия! Слили протест, с*ки!». Вступать с ними в перепалку или переубеждать – пустое дело. Если они опомнятся, то сами увидят объективную картину – оппозиция сделала, что могла, и Россия никогда не будет прежней, с рейтингом 70% у альфа-самца. Это время ушло безвозвратно.

2. Революции не будет, что бы ни говорили те, кто за неё борется. Социальная революция – это изменение социально-политического строя. В мире сейчас эти игры закончены, а Россия получила такую прививку, что про социализм-коммунизм тут лучше вообще не говорить. Безусловно, естественная тяга людей к социальной справедливости обрушит нынешнюю олигархическую модель, но частная собственность как общественный институт уже никем всерьёз не оспаривается. Революция политическая, т.е. насильственная смена политического режима, мне тоже кажется утопической идеей – ни с той, ни с другой стороны я не вижу серьёзных сил, готовых на развязывание полномасштабной гражданской войны. Наша история нас от этого пока бережёт.

3. Что же будет? Коррозия режима, чрезвычайно усилившаяся за последние полтора года, доест всю конструкцию власти, подобно тому, как термиты выгрызают дерево изнутри. Первый же шквал роняет такое дерево наземь. Это может произойти в форме смены элит (дворцового переворота - «табакеркой в висок») или просто массового бегства чиновников и олигархов перед волной реального народного возмущения. Что станет причиной, которая эту новую волну создаст – можно только гадать. Скорее всего, это будет или новый экономический кризис (ау, стабфонд!), или просто падение цен на нефть и газ (или невозможность ими торговать, что тоже не совсем бред). В накалённой кризисом общественной атмосфере любой прокол власти может сработать детонатором взрыва. Сколько их уже было! Попы на спорткарах, сбивающие людей насмерть и отделывающиеся лишением прав; майоры евсюковы, расстреливающие людей; Сагра и Кущёвка; фантастическое воровство на олимпийской стройке в Сочи; «суд» над Pussy Riot и т.п. Власть не может эти искры погасить, она входит с факелом в пороховой погреб.

Какова тут роль оппозиции? Вроде бы никакой. С самоубийством власть успешно справляется сама. Но это только на первый взгляд. Если бы не сотни тысяч людей, денно и нощно работающих над «моральным раздеванием» этой власти, она могла бы гнить в своём федеральноканальном болоте ещё долгие-долгие годы, как это было с властью Советской. Но мир изменился. Появился Интернет, открылись границы, а главное – у десятков миллионов людей появилась частная собственность, пусть пока и очень слабая. Им есть что терять – это и слабость, и сила одновременно. Власть обанкротилась, теперь она ещё активнее полезет людям в карманы. Значит, оппозиция должна поставить там капканы! Лишённый бизнеса, земли, квартиры или сбережений человек не очень верит мантрам про стабильность, не так ли? Оппозиция должна объяснять людям, где корень их бед. Что грабёж через ЖКХ, убитые дороги, грядущие налоги на недвижимость, взятки на каждом шагу – не перегибы на местах. Это способ «кормления» сатрапов, присылаемых от царя-батюшки. Итак, задача первая – информационная. Сюда же относится и создание ячеек гражданского общества – групп, советов, ТСЖ и т.п., которые решали бы свои насущные вопросы, надеясь больше не на власти, а на себя. Надо знать свои права, грамотно и смело ими пользоваться.

4. Когда нынешний режим падёт, на некоторое время может воцариться хаос. Эту пугалку очень активно используют разные пропагандисты и подпевалы режима, на разные голоса и разными словами кричащие: «Если не Путин, то кто?». Вытоптав легальную политическую поляну, власть теперь показывает её народу и говорит – мы, может, и ушли бы, так, ведь, нет больше никого. В Думе - одни клоуны да упыри, а про несистемную оппозицию люди знают мало, тем более, что путинское телевидение бьёт по ней из всех калибров. Но и сама оппозиция, кроме информационной работы, должна взять на себя серьёзную интеллектуальную задачу – сформулировать программу перехода России от авторитарного к демократическому государству. Здесь пока сделано не так много, и надо поторопиться, ибо такие режимы, как путинский, имеют свойство падать неожиданно, буквально за 3 дня. Разумеется, нужно усиливать структуры оппозиции, чтобы не дать на волне народного гнева захватить власть разным демагогам и просто бандитам. Их лозунги подкупают своей незамысловатостью, иллюзией простых и мгновенных решений.

5. Какая она будет, новая Россия? Будет ли это по-прежнему страна, живущая вокруг нефтяной трубы, с президентом-популистом (как Венесуэла)? Нефтяная монархия (как страны Персидского залива)? Православный талибан (как Иран)? Или мы всё же пойдём по пути демократии, как Европа? Увы, у нас тяжёлая наследственность – века угнетения, набегов кочевников и своих князей, а потом и самодержавия не прошли бесследно. Свобода частной инициативы, поднявшая Европу и Америку, у нас была всего лишь в 1-2 поколениях за 1000 лет, а свободы политической не было никогда. И тут кавалерийскими наскоками не сделать ничего. Но и отгораживаться от мира своей «особостью» тоже нельзя. Вечный спор западников и славянофилов. Я не стал бы, как Петр I, рубить бороды, но и растить их до пояса не поощрял. И, вообще, не надо насилия: если русскому народу дать то, чего у него не было никогда – землю и волю – то Россия выйдет в мировые лидеры за 2-3 поколения. Такой власти у нас не было, все цари, генсеки и президенты боялись своего народа. Я – не боюсь! И бОльшая часть нынешней оппозиции – не боится, она сама часть народа. Но правда и то, что свобода – это ответственность, осознанная необходимость. Значит, третья наша задача – просвещение народа. Потакать его слабостям и вековым предрассудкам – губительный популизм. Нам предстоит пройти по канату над пропастью, но позади – скала. А на скалах люди не живут.

Вот что мне показал год после Болотной. Режим слаб, но гражданское общество тоже пока не очень сильно. Но у них разная динамика – режим дряхлеет и рассыпается, несмотря на свои штыки, суды и телевидение, а вот общество постепенно взрослеет, копит опыт борьбы, потихоньку самоорганизуется. Так что шансы на достойную жизнь у России хорошие.

Всё это относится и к Нижнему Новгороду в полной мере – кто бы мог представить, что после года активного прессинга со стороны всех и всяческих силовиков оппозиция не утратит боевой дух, ежемесячно будет проводить громкие уличные акции, отстаивать городскую среду от мэра и варваров-застройщиков и т.д. Не всё пока получается как хотелось, но год не прошёл даром. Кстати, это был первый год существования Нижегородского гражданского движения (НГД), объединяющего активистов с разных краёв политического спектра и беспартийных. Множество протестных акций и других важных дел в нашем городе проводятся либо по инициативе, либо при активном участии НГД. Это хороший пример политической самоорганизации. Вместе мы победим!

Михаил Рыжков

Источник: http://www.politkuhnya.com/comments/god-posle-bolotnoy-chto-dalshe.html