Юрий Староверов, обвинямемый в причинении боли прапорщику ОМОНа Игорю Лебедеву, избивавшему граждан на митинге 15 сентября 2012 г., ознакомился с материалами дела.
Как следует из собранных следствием документов, уголовное преследование Староверова было инициировано ФСБ, рассмотревшую на видеозаписях с акции нечто, напоминающее применение насилие по отношению к сотрудникам полиции. Судя по размаху, первоначально из него планировалось сделать нижегородский аналог "Болотного дела", причем в качестве подозреваемых фигурировали 4 активиста "Другой России" и один из "Левого фронта". Однако в результате проверки по всем эпизодам, кроме эпизода Староверова, следствие было вынуждено вынести отказ в возбуждении уголовных дела благодаря по причине отсутствия в их действиях состава преступления.
В отношении Староверова отказ в возбуждении дела выносился еще 17 октября, однако и.о. заместителя руководителя СО по Нижегородскому району Царев И.О. отменил его, поскольку в материалах проверки не было "исчерпывающих характеризующих данных" и постановлений об административных правонарушениях участников митинга 15 сентября.
19 ноября было возбуждено уголовное дело о применении насилия, не опасного для жизни и здоровья неопределенными лицами в отношении представителей власти по ч.1 ст. 318 УК РФ. 3 декабря следователь Малахов признал потерпевшим избившего резиновой дубинкой на митинге 15 сентября фотографа Илью Мясковского и организатора акции Екатерину Зайцеву прапорщика Лебедева.
Лебедев еще 18 сентября писал заявление о нападении на него, однако он обвинял в применении насилия именно Зайцеву. 3 же декабря в его показаниях фигурирует практически один Староверов. Тем не менее, о получении каких-либо телесных повреждений Лебедев в своих показаниях не сообщает. Тем не менее, 11 декабря в квартирах Староверова и Зайцева проходят обыски с целью поиска фотографий и видеозаписей с акции 15 сентября. Обыски был санкционированы судьей Нижегородского районного суда Магнутовым Ю.С. на основании письма начальника нижегородского ЦПЭ Трифонова А.В., сообщающего, что в квартирах могут находиться экстремистские материалы и призывы к массовым беспорядкам. В результате, ни одна из изъятых вещей не была приобщена к уголовному делу.
26 декабря Староверову было предъявлено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. В преступление активисту вменялось, что, обхватив Лебедева за шею, он сделал не менее двух шагов, чем причинил последнему сильную физическую боль. фотографа Ильи Мясковского, Староверов действительнопытался помешать незаконным действиям последнего - связывал движения рук, вис на корпусе. На раскадровке видеозаписи, прилагаемой следствием в качестве доказательства вины Староверова, видно, что в момент "преступления" Лебедев стоит к Староверову лицом, на нем надет защитный шлем, и обхватить за шею физически невозможно, поскольку она закрыта защитным козырьком, лежащем на бронежилете.
27 декабря Малахов провел дополнительный допрос свидетеля Лебедева, который "вспомнил", что испытал от действий Староверова сильную физическую боль. Дело в том, что насилием, не опасным для жизни и здоровья, могут быть признаны только те действия, которые либо нанесли телесные повреждения (их у Лебедева не было), либо вызвали физическую боль. Таким образом, то обстоятельство, что Лебедев испытал боль, Малахов "угадал" еще 26 декабря. Ни в каких ранее данных Лебедевым показаниях речи о боли не идет.
Другие свидетели обвинения - коллега Лебедева Борисов А.А., сотрудник ООО "Нижегородское охранное предприятие" Оськин И.Д., сотрудник ООО ЧОП "Дамаск" Якимов и активная участница "Молодой гвардии "Единой России" Исмятуллина В.В. Сотрудники ЧОП Якимов и Оськин являются штатными свидетелями полиции и регулярно выступают в таком качестве в административных делах, фабрикуемых на участников протестных акций. Так, Оськин фигурирует в качестве свидетеля в тринадцати административных делах по итогам акции 15 сентября, Якимов - в двух.
Исмятуллина В.В. входит в кадровый резерв "Молодежной палаты" при Гордуме, командовала лагерем "Школа молодого лидера", участвовала в провокации против участников оппозиционного пикета 25 февраля 2012 г. на пл. Театральной, встав рядом с участниками акции с плакатом негативного содержания. Показания Исмятуллиной являются наиболее полными и подробными.
Следствие активно педалирует отправку дела в суд. Следователь Малахов настаивал на том, чтобы Староверов и его защитник ознакомились с делом задним числом, в конце апреля им было вручено постановление об окончании следственных действий. Однако Староверов отказался фальсифицировать дату ознакомления, заявив при этом ходатайство о дополнительных допросах свидетелей и приобщении видеозаписей, свидетельствующих о его невиновности, к делу. За срыв отчета о "нижегородском болотном" деле к дате 6 мая, руководство СК Нижегородского района получило "нагоняй" от начальства, но следствие было продлено.
В настоящее время проходят дополнительные допросы свидетелей.
Материалы дела и ход его расследования указывает на то, что оно контролируется на уровне руководства областного СК.
Подробно с материалами «дела Староверова» можно ознакомиться на сайте «База для люстраций по Нижегородской области».