Любая общественная кампания — уравнение со многими неизвестными, просчитать которое и прийти к успеху — нетривиальная задача. А уж в таком вопросе, как организация мирной антикриминальной Революции в России и подавно.
Организация крупной публичной акции — верхушка айсберга оппозиционной работы, наиболее ответственная ее часть, съедающая колоссальное количество ресурсов. Перед тем, как браться за такое дело, необходимо взвесить силы, ресурсы, все «за» и «против» и предусмотреть все возможные последствия. При этом необходимо отталкиваться от целей и задач, которые нужно решить акцией. Они диктуют форму и сценарий мероприятия.
Каждая нижегородская акция следовала внутренней логике развития протеста, результатом чего стало проведение Марша регионов. Его основные цели — демонстрация активистам протестного движения России другой, эффективной парадигмы протестных действий и стимулирование регионального протеста, выдвижение новых актуальных требований, были достигнуты, наши зерна упали на благодатную почву.
Само собой, нижегородцами двигало не местечковое самолюбие, а тревога за будущее протестного движения. Долгое время мы наблюдаем так называемый «слив протеста», который выражается в отсутствии стратегии и неверной тактике, ошибочных решениях, которые заводят уличный протест в тупик и угрожают оппозиции полным разгромом, продлевая агонию режима.
Так, одним из прямых следствий «согласованного протеста» стали события 6 мая и последовавшая вслед за этим реакция. Привыкшие к отсутствию противодействия полиции участники акции были совершенно не подготовлены к каким-либо внештатным ситуациям, что стимулировало власти на организацию провокации силами ОМОНа и последующие репрессии. Работа над ошибками до сих пор не проведена, значит, провокации и новый виток репрессий могут повториться в любой момент.
В то же время, прорывы оцепления — совершенно нормальная протестная тактика, которая в Нижнем Новгороде применялась еще 10 марта. Тогда на прорыв пошло около половины всех участников шествия против узурпации власти, около 90 было задержано. 15 сентября с сотрудников ОМОНа, избивающих граждан, активисты снимали шлемы, благодаря чему была установлена личность напавшего на организатора митинга Екатерину Зайцеву и фотографа Илью Мясковского сотрудника. 4 ноября в ходе Марша регионов было несколько прорывов, очень помогли дымовые шашки. У активистов не было страха перед полицией, поскольку задержания и даже аресты — неизбежная часть борьбы с полицейским государством, с другой стороны, активистами не было нанесено полицейским никаких телесных повреждений. Результат: ноль уголовных дел, деморализованная власть, крохотные сроки арестов и огромный эффект небольшими силами. Более сотни сообщений в электронных СМИ, не считая блогосферы — это уровень сильной федеральной акции. Да, сравнимый с тем эффектом, который был у мероприятий на Болотной и Сахарова. Силами трехсот человек, из которых активистами было человек 150.
Собирать миллион на Красной площади (пока его нет — потренируемся на Болотной) - путь тупиковый. Массы не «выводят» и не «собирают», они выйдут когда сложится благоприятная ситуация, как 5, 6 и 10 декабря, сами. Причем это произойдет не по решению КС, а, вероятно, вопреки ему. Сейчас количество выходящих на улицу «умеренных», которые составляют основную массу на акциях, закономерно сокращается, и продолжит сокращаться вплоть до следующего всплеска уличной активности (предыдущий был порожден возмущением результатами выборов 4 декабря). Но даже миллион при сегодняшнем качестве организованного протеста не окажет существенного давления на власть. Напомню, что в 90-е на Манежную выходило до полумиллиона граждан, однако режим Ельцина никуда не делся. Более того, путинская «суверенная демократия» с имитацией выборов и тотальной полицейщиной - прямое следствие поражения протестного движения 90-х. Следовательно, начинать надо не с масс — массы никуда не денутся, а с организационной работы с активистами, стратегии и тактики.
Теперь собственно о «нижегородском опыте». Перед тем, как городские активисты объединились в рамках Нижегородского Гражданского Движения, инициативная группа договорилась об общих принципах, на которых это объединение происходит, а также о структуре НГД. Документы обсуждались около двух месяцев, после чего были приняты консенсусно (единогласно!). Базовые документы НГД разрабатывались коллегиально. В ходе максимально широкого обсуждения, положения, которые мешали создать максимально приемлемую для большинства активных участников протестного движения (а не неопределенно широкого круга граждан), платформу, перерабатывались или удалялись.
На что в документах следует обратить внимание: участником НГД, первое - может стать лишь человек, который считает органы власти РФ незаконными (Леониду Волкову в участии было бы отказано); второе — гражданин, учитывающий, что надежды на постепенную эволюцию правящего режима в сторону демократизации оказались необоснованными; третье — действующий на основе общепризнанных норм и принципов международного права мирными ненасильственными методами (из чего напрямую следует возможность применения альтернативного официальному законодательства, вот уже действующий пример). И еще: «Принципы участия в деятельности НГД: НЕ мешать, НЕ заставлять, НЕ оскорблять друг друга» и «Основной формой принятия решений в органах НГД является метод прямой демократии (общим собранием)». Все это и предопределило успехи нижегородцев. А жесткие действия полиции только способствовали развитию НГД.
НГД лишь формализовало стихийно возникшее сообщество участников весенних акций, позволило активистам напрямую, минуя всякие самозваные оргкомитеты, участвовать в принятии организационных, а позже и политических решений, предлагать и реализовывать самые разные инициативы. При этом статус и права всех участников, включая местных лидеров оппозиции, одинаковы: один человек — один голос. В общем, НГД — воплощение принципов самоорганизации, в чем и кроется секрет успеха нижегородского протеста. Когда перед очередной крупной акцией создается ее оргкомитет, то в нем могут участвовать ВСЕ желающие оппозиционеры на равных условиях. В таком подходе есть и свои минусы, но плюсы пока их значительно перевешивают.
К слову, до перехода к Движению, в Нижнем Новгороде действовал такой же, как и во многих регионах, самозваный орган протеста с типичными проблемами легитимности и легитимации, преследовавшими, в частности, московский Оргкомитет. НГД был создан параллельно самозваному НГС, после чего последний просто перестал функционировать, скончался за ненадобностью. А здесь почитайте доводы к переходу в форму движения.
Основываясь на этих принципах, НГД, начав с решения второстепенных организационных вопросов, вскоре стал самым крупным политическим субъектом протеста в городе, а Нижний Новгород при этом превратился в протестную столицу России.
Собственно, НГД был создан за тем, чтобы принимать решения, с которыми согласны все. Да, они по своей природе компромиссны, но это позволяет консолидировать и организовать для решения общих задач многочисленных разрозненных активистов, мотивировать их более плотно участвовать в протесте, что на сегодня является важнейшей задачей, стоящей перед протестным движением. С ростом и накоплением авторитета, структура сама по себе начинает притягивать все новых людей. Да, приходится мириться с таким неизбежным злом, как «говорильня», включая многочисленные голосования по второстепенным вопросам. С опытом эффективность структуры растет, дел, в сухом остатке, все больше, переливания из пустого в порожнее — все меньше.
Еще один аспект — участие в общегражданской деятельности политических организаций. Может показаться, что создание некой новой структуры создает конкуренцию партиям, поскольку вместо них беспартийные активисты приходят в «общую» структуру. А политические активисты, в свою очередь, тратят силы вместо решения партийных задач на непонятное «общее дело». Однако практика показывает, что общегражданские структуры, напротив, являются самым настоящим «инкубатором» для политических активистов, многие из которых, имея возможность близко взаимодействовать с политическими активистами из разных организаций и сравнивать их плюсы и минусы, в конечном итоге примыкают к одной из них. И чем активнее политическая организация участвует в общегражданских процессах, тем большую «отдачу» в виде притока членов и роста влияния в протестной среде она получает. Здесь можно ознакомиться с более подробным анализом. Иными словами, участие в общегражданских структурах требует от политических организаций некоторых вложений ресурсов, однако они с лихвой «окупаются».
Итак, слагаемые «нижегородского опыта»: «фильтр» на входе в протестную структуру, открытость, четко сформулированные организационные принципы, приоритет самоорганизации.
На сегодняшнем инфантильном уровне развития федерального протеста, он обречен на поражение. Нужен переход на качественно новый организационный уровень, который дает применение наработок нижегородцев, показавших свою эффективность.