КАК ПОМОЧЬ:

Казна НГД (на проекты и текущую деятельность): № 410011424908105 Яндекс-деньги
Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 Яндекс-деньги.

вторник, 20 августа 2013 г.

Мэрский пиар, или «Сумбур вместо музыки»

Сегодня, 20 августа, состоялась незабываемая встреча общественности, обеспокоенной судьбой Кулибинского парка, с мэром нижегородским Олегом Сорокиным. В кремле, в зале заседаний, честь по чести. Сорокин один против всех.

Зачем он пошёл на этот странный ход? Скандал по парку разгорелся нешуточный, пожар готов перекинуться уже и в гордуму, и скандал этот становится репутационным: в деле вновь замешаны интересы семейного сорокинского бизнеса, в то время как похождения бравого девелопера приобрели уже всероссийскую известность. Кресло под Сорокиным шатается, и он решил показать всем, что готов обсуждать наболевшие проблемы с народом. Приглашены все – только документы на входе покажи и зарегистрируйся.

Тут не всё так демократично, однако, как кажется. Время встречи – 11:00, день будничный, а на дворе лето, и в городе остались лишь люди работающие. Оповещение прошло только через интернет, никто конкретно не приглашён – не каждый решится так вот запросто прийти в кремль, сервильные чувства у нас не выветрятся ещё долго. В общем, пришли только заинтересованные, «людей с улицы» было мало. Что оказалось, впрочем, совсем не хорошо для мэра, ибо заинтересованных в вырубке парка у нас просто нет (кампания «Столица Нижний» не в счёт).

Впрочем, Сорокин был не так прост: после его прочувствованной протокольной речи журналисты с камерами покинули зал, и жаркие последующие дебаты остались лишь в кадрах любительской съёмки. А по телеящику покажут мэра, как отца города, собравшего на встречу расшалившихся непонятливых детишек.

Народ оказался абсолютно не организован. Опоздавшие подтягивались добрые полчаса, не находя себе уже места в зале. Регламент был не определён. Его в свои руки взял лидер «Кулибинской группы» И.Преображенский: предлагалось записываться и выступать по порядку. К сожалению, все желающие в отведённые два часа высказаться не успели, тем более, что по каждой речи вспыхивали перепалки, а люди с мест реагировали весьма бурно: аплодисментами, выкриками и т.п. Живенькая получилась встреча!

Словеса самого Сорокина вряд ли кого-то вдохновили. Всё мало-мальски интересное - о расширении дороги по Ванеева, об одностороннем движении по Варварке – уже было известно из его интервью. Остальное было пустой демагогией: дескать, вон мы сколько ФОКов построили и детсадов. Чувствовался намёк: мол, при прошлом мэре, Булавинове, не делалось ни черта, а вы меня, замечательного, хаете. Действительно, Булавинов рад сейчас поддеть героя-девелопера, но думать, будто все пришедшие – люди Булавинова, было чистым безумием.

Поделился великий кормчий некоторыми планами: шоссе к аэропорту, дороги-дублёры для Ленинского и Гагаринского проспектов строить надо, а это – тысячи деревьев под вырубку. Дескать, жертвы ради прогресса – необходимы. Дешёвый трюк: все пришедшие понимали, что можно спорить по ФОКам и детсадам, дублёрам и прочему, но мы сегодня по этим вопросам «не в теме», а Кулибинский парк тут ни при чём.

И ещё одна горькая обида сквозила из уст Сорокина многократно: сколько безобразных градостроительных решений было уже принято, а мы молчали, а теперь вдруг всполошились! Как будто мы их принимали и мы виноваты, что Путин пошёл на третий срок и лишь после 5 декабря 2011-го мы поверили, что можем что-то изменить.

Но вот наступила очередь граждан, и тут Сорокину пришлось не сладко. Обвинения сыпались градом, а ответы были убогими. Объяснили Сорокину, что деревья рубить нехорошо, а дышать в городе нечем, и генплан каждый день пересматривать тоже не стоит (А.Каюмов). Предложили хотя бы убрать самостийную «парковку» вдоль парка, освободив одну полосу, и некие иные компромиссные меры (И.Преображенский). Пригрозили, фактически, остановкой всех работ, ибо пройдут они по костям захоронений бывшего Петропавловского кладбища, а прокуроры не останутся безучастными к жалобам (А.Давыдова). Тут Сорокин блеснул профессионализмом, заявив, что достаточно будет одного шурфа диаметром в пластиковую бутылку, чтобы убедиться, что костяков на аллее нет!

Очень вежливо поинтересовались у мэра (М.Иосилевич), нет ли конфликта интересов в этом вопросе: расширение улицы Горького идёт рука об руку со строительством некоего здания почти напротив парка и должно заметным образом повысить стоимость этого объекта, а застройщик – одна из дочерних компаний известной фирмы «Столица Нижний», изрядным пакетом акций которой владеет жена мэра, Э.Нагорная. Очень мэр обиделся, всё отрицал, но кроме шуток про свой личный танк ничего конкретного по делу не сказал. Чуть позже развил эту тему Захар Прилепин: напомнил ещё и про купленный той же фирмой земельный участок неподалёку, на пл. Свободы. Писатель саркастично заметил, что каждому выходящему с этой встречи можно будет на спину повесить надпись «Лох!», ибо Олег Валентинович проводит попросту сеанс самовнушения: раз я, дескать, ФОКи строю, то мне и парк Кулибина рубить можно, а все мы служим лишь статистами этой кремлёвской пиар-акции.

Прилепину, так же как и многим другим, Сорокин предлагал одно: приходите, формируйте свою позицию, помогайте! Эколог Темнухин В. резонно заметил, что за «помощь» платить полагается - минутой раньше он поведал о безграмотности экспертов, услугами коих пользуются наши бюрократы. Замечено было ещё, что зонирование парков так вот просто, одним росчерком пера менять негоже (М.Попова), что главная причина «пробок» в центре – уплотнительная застройка (А.Поднебесный), и много ещё интересного говорилось – извиняюсь перед выступившими, что многого не упомнил!

Сорокин цеплялся к мелочам, цифры предъявленные отвергал, некоторых выступавших норовил поддеть, но остроумия для этого ему явно не хватало. Запомнилась нервная реакция мэра на «шпильку» в адрес жены, относительно её почётно-консульского статуса, пожалованного Венгрией (П.Блинов). Пытался и ситуацию с метро двадцатилетней давности вспомнить: дескать, зарубили тогда крикуны хорошее дело. Но в зале нашлось достаточно «крикунов» старого призыва, помнящего защиту сквера на пл. Горького не понаслышке – Сорокин получил грамотный, дружный отпор. Серьёзные замечания об организации уличного движения повисали в воздухе, без ответа.

Впрочем, собравшиеся изрядно устали: подходил к концу второй час встречи. Я уже просто боялся, что высказаться не дадут (18-м оказался в списке), и на правах представителя НГД слегка «подвинул» очередь. Объяснил Сорокину, к чему приводят его приглашения на приём, на примере увольнения с работы активистки «СпасГрада» Анны Давыдовой (она-то сама не очень распространяется, как после встречи в кремле её из «Этноса» попросили). Напомнил ему о митинге 18 июля и о главном его требовании – отставке Сорокина. За моей спиной, как ни пафосно это звучит, были, как минимум, три сотни нижегородцев – участников июльской акции, аплодисментами встретили это требование и пришедшие в кремль сегодня.

Честно говоря, давно уже раздражает желание многих сограждан «уйти от политики» в обсуждении конкретных вопросов. Разочаровавшись в «белоленточной» или «болотной» революции, раздражённо находят виноватых в неудаче всюду, кроме самих себя. Почему-то надеются, что демонстрация аполитичности гарантирует им успех начинания у кремлёвских господ. Конечно, можно (и нужно) биться за парки, не будучи сторонником революционных сдвигов. Конечно, легче сказать «Долой Сорокина!», чем достигнуть с ним реального компромисса, углубляясь в градостроительную специфику. Но возможен ли этот компромисс?
Ребята из НГД сказали мне чётко: разговор с Сорокиным может вестись лишь об условиях его капитуляции. И я озвучил эту позицию. Были сомнения, надо ли вообще ходить в кремль? Я не вижу ничего страшного в том, что требования июльской акции Стратегии-31 были высказаны этому человеку прямо в глаза. Пусть среди десятка других голосов, пытавшихся своё недоверие к Сорокину деловито завуалировать, пусть без должного резонанса, но они прозвучали…

Общий итог встречи – усталость. Зачем было нужно Сорокину это действо? Наслушался он от людей всякого, и сверх меры. А толк будет вряд ли. Не верю, что человек этот способен реально к «гласу народа» прислушаться, разве только силу ненависти и неприязни ощутить. Что ж, нас позвали – мы высказались, а что из этого получится – бог весть. Вряд ли сумеет Сорокин выжать что-либо серьёзное из этой акции для своего пиара. «Сумбур вместо музыки» - красивого гармоничного действа не было и в помине. То же сказал бы и о выступавших (в целом). Что ж, надо организовываться, надо учиться эффективно доводить свою позицию до власть имущих – вот только случай подобный вряд ли ещё представится!

P.S. А сейчас пора собираться на альтернативную встречу: мы пригласили мэра (и губернатора Шанцева заодно) на реальную площадку, к Кулибинскому парку, в удобное для людей время – 19:00. Сорокин уже отказался, Шанцев – ну если только на личном вертолёте вдруг пожалует! Но люди могут прийти, и журналисты – нам будет о чём рассказать.

Илья Мясковский