Дзержинск — один из последних городов, где оставались свободные общенародные выборы мэра. Это очень не нравилось городской олигархии — приняли меры. В Устав города были внесены изменения лишающие граждан этого права. При этом стало ясно, что депутаты попытаются в ближайшее время инициировать досрочную отставку местного гродоначальника Виктора Сопина. Дзержинский мэр понимая, что ему не выстоять в одиночку против напора сплоченной депутатско-чиновничьей групировки попытался оперется на граждан города, которые в течении лета неоднократно проводили акции в его поддержку. Но вплоть до последних дней действующий мэр оставался членом властвующей партии Единая Россия, а уличные акции выглядели довольно беззубо.
Однако решение дзержинских депутатов о внесении изменений в Устав города заставило мэра сделать окончательный выбор. Он наложил вето на решение депутатов, вышел из Единой России, и обратился за помощью к представителям антисистемных партий и протестных движений. Еще до этого события представители русских националистических организаций участвовали в уличных акциях требовавших сохранения всенародных выборов мэра. 23 сентября русскими националистами была организована крупнейшая за последние годы массовая акция (более 1500 человек в 200 тысячном городе) и первое за несколько лет оппозиционное уличное шествие. При этом в протестной акции по договоренности с ее организаторами приняли участие представители Нижегородского Гражданского Движения — единой структуры включащей в себя всю реальную оппозицию нынешней власти в Нижнем Новгород. В шествии и митинге со стороны НГД организованно участвовали представители Этнополитического объединения Русские, Другой России и Левого фронта, а также гражданские активисты.
Нижегородское Гражданское Движение — уже известно своим активным участием во всех знаковых нижегородских политических событий последнего года. При этом, оно имеет уже серьезный опыт противостояния системе современной власти. За весь период активных протестных действий нижегородская администрация согласовала только одну (!) крупную протестную акцию — шествие и митинг 1 мая. Все остальные уличные акции городская власть незаконно запрещала под самыми разными, нередко издевательскими предлогами. А во время протестных акций нижегородская власть всячески противодействовал их проведению. На участников митингов и шествий неоднократно нападал ОМОН, что выливалась в серьезные столкновения. Несмотря на то, что счет задержанных мог идти на десятки, участникам акции нередко удавалось отбиться от нападений карательных органов и завершить акции по намеченному плану. Нижегородцев в нарушение всех законных и конституционных норм в массовом порядке судили закрытыми ночными судами. Били дубинками, бросали на морозе в снег, заводили уголовные дела. Но протестное движение только росло и набиралось опыта. В данный момент в Нижнем Новгороде, возможно единственном городе в стране, действует единый центр реальной оппозиции, объединяющий в себе представителей самых разных политических сил. Это стало возможным благодаря политической зрелости нижегородской оппозиции и готовности взаимодействовать ради достижения победы.
В Нижнем Новгороде полностью отстутствует преклонение перед ВИПами и «кумирами оппозиции», никогда не звучала мантра «не надо ставить людей под дубинки», не было страха перед постановкой не только политических, но и социальных и национальных требований. Например последняя акция Нижегородского Гражданского Движения происходила как всегда несанкционированно. В ее резулюции активно звучали актуальные для нижегородцев социальные и гражданские требования, в частности было сформулировано требования отменить ограничение числа поездок по социальному проездному билету. На мирную акцию было совершено нападение ОМОН с использованием дубинок, им удалось захватить около двадцати человек, два участника акции получили травмы. Несмотря на это, основная часть народа осталась на месте митинга, а последствии произошло шествие через весь центр Нижнего Новгорода к зданию РОВД к которому доставили задержанных. При этом удалось отбить несколько попыток задержать участников акции под надуманным предлогами. Впервые за несколько лет удалось провести шествие через Кремль (в последние годы он надежно запирался во время любой уличной акции, но в этот раз власть или не решилась, или не сумела правильно сработать). Задержанные участники отделались максимум двумя сутками ареста, что по нижегородским меркам (раньше редко давали меньше семи-восьми суток) просто невероятная мягкость. А городская дума, в ближайшее время проведет заседание посвященное рассмотрению вопросам об отмене ограничений на количество поездок по социальному проездному.
В связи с этим, приглашение НГД на уличную акцию в поддержку всенародных выборов мэра, вкупе с демонстративным выходом гродоначальника из Единой России, может оказаться началом нового политического цикла. Гражданская оппозиция пока еще недостаточно сильна, чтобы самостоятельно решать вопрос о городской власти, но уже признается структурой способной оказать реальное противодействие махинациям провластных групировок и серьезным игроком в политической борьбе. В данный момент еще невозможно точно сказать, был ли это разовый эпизод, или начало нового этапа, но есть основания думать, что все произошедшее 23 сентября не случайно. Очень многое будет зависеть от развития ситуации в ближайшие дни. Сумеет ли дзержинская дума преодолеть вето гродоначальника, решиться ли он действовать в том же духе, сумеет ли привлечь к себе оппозиционные силы, и будет ли НГД продолжать активность на этом фронте.
Алексей Каширин, ЭПО Русские Нижнего Новгорода