КАК ПОМОЧЬ:

Казна НГД (на проекты и текущую деятельность): № 410011424908105 Яндекс-деньги
Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 Яндекс-деньги.

понедельник, 23 декабря 2013 г.

Путин, школьники, государственные символы РФ и этатизм

Сегодня Путин подписал закон, согласно которому во время праздников и массовых мероприятий (в том числе, и физкультурно-оздоровительных) российские школы будут торжественно поднимать отечественный триколор под исполнение гимна.

С одной стороны, ничего ультра-нового в данном законе нет. "День знаний" и многие другие важные даты в школах повсеместно сопровождаются гимном - разве что флаг поднимают далеко не везде. Тем не менее, мы наблюдаем ещё один в меру навязчивый шажок, который производит государственная пропаганда.

Уже сейчас в учебных заведениях в каждом более-менее удобном месте висят портреты Путина и Медведева, формируя негласный культ личности. Над этими портретами могут даже шутить или издеваться - однако само их наличие обязывает на психологическом уровне считаться c "правителями". Учащённое поднятие флага и проигрывание гимна, в свою очередь, призваны дополнить картину, сформировывая в неокрепших ещё умах некий суррогатный патриотизм.

Что я имею ввиду? Портреты Путина и Медведева, а также государственные символы сами по себе не способны воспитать любовь к стране. Мы можем любить русскую культуру (к этому нас могут отчасти привести уроки литературы, МХК, наш жизненный опыт etc.), мы можем гордиться отечественной историей (занятия по соответствующему предмету и чтение книг этому также могут поспособствовать), мы можем с восторгом смотреть на природу наших лесов и полей. Всё это прекрасно и, более того - все эти компоненты не входят ни в какое противоречие со здоровым интернационализмом и ненавистью к бюрократической и полицейской машине государства (это ещё Ленин в начале Первой мировой писал). 

Но ведь для наших "властителей" любовь народа к культурным ценностям и истории вторична, главное же - преданность и уважение к системе и государственному аппарату. Эту преданность, этот этатизм взлелеивают символы, так навязываемые подрастающим поколениям. Они подменяют истинную любовь к стране и культуре, формируя патриотизм в самом худшем значении этого слова.

Надежду вызывают лишь несколько вещей. Во-первых, то, что новая мощная волна общественного подъёма в скором времени смоет кремлёвских карликов вместе с их многотысячными портретами с авансцены истории. Во-вторых, всё, что навязывается "сверху" нередко вызывает отторжение (тем более - у молодёжи). Наконец, в условиях ухудшающегося социально-экономического положения в стране уже никакие государственные символы не смогут затмить глаза людям.

Андрей Рудой