КАК ПОМОЧЬ:

Казна НГД (на проекты и текущую деятельность): № 410011424908105 Яндекс-деньги
Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 Яндекс-деньги.

вторник, 25 декабря 2012 г.

Как будем жить в 2013-м году



Долги региона растут
Фракция КПРФ была единственной в областном Законодательном собрании, которая голосовала против проекта бюджета будущего года в варианте, предложенном правительством региона. Мы не хотели голосовать «против любого проекта бюджета» - нас не устроил этот конкретный проект. И у нас были на то основательные причины.
Во-первых, мы считаем, что области нужна понятная программа постепенного, поэтапного сокращения государственного долга региона и дефицита областного бюджета. Между тем, мы наблюдаем и в 2013 году увеличение долговых обязательств области. Если на обслуживание госдолга в 2012 году мы потратили из бюджета около четырех миллиардов рублей, то в 2013-м заложена сумма на обслуживание госдолга на 900 миллионов рублей больше - на 23% больше.
Причем большая часть займов размещена в коммерческих банках - соответственно, кредиты взяты под высокие коммерческие проценты и в 2013 году на обслуживание госдолга область потратит 4,4% от общей суммы расходов бюджета. Много это или мало?
Для сравнения: на сельское хозяйство, на аграрный комплекс, на все его беды и проблемы в 2013 году в бюджете заложено всего 3,9 миллиарда рублей. Это значительно меньше, чем сумма, направленная на обслуживание государственного долга. Долг съедает больше, чем потребляет село.
Сам же госдолг составит в 2013 году более 53-х миллиардов рублей. Это на 6,8 миллиарда больше, чем в 2012 году. Сегодня каждый житель области от младенца до пенсионера должен банкам по 16,5 тысяч рублей - и это без процентов.
Есть такая аналитическая таблица по итогам трех кварталов 2012 года, из которой видно, что основное бремя долговых обязательств из областной казны перемещается в муниципалитеты. У нас муниципальные образования и так достаточно тяжело переносят все бюджетные сложности, а тут долг районов области за три (!) квартала 2012 года увеличился у нас почти в четыре раза - в 3,8 раза.
Для сравнения опять же, много это или мало, может быть, вся Россия так живет? Нет. В среднем по России рост муниципального долга составил всего лишь 12,4%. А у нас - в 3,8 раза рост!
Причем в структуре муниципального долга кредиты, полученные от частных банков составляют уже почти 90%. То есть если в структуре областного долга коммерческие кредиты составляют более 50%, то у муниципалитетов почти 90% долга приходятся на кредиты коммерческих структур.
Чем районы будут расплачиваться? Тем более в условиях, когда область сокращает межбюджетные трансферты? Не очень понятно.

Лидеры по дефициту бюджета
С ростом госдолга связано сохранение дефицита областного бюджета. Да, этот дефицит несколько меньше планируется, чем в году 2012-м. Но то, что планируется, затем корректируется - как всегда. У нас ежемесячно происходит изменение бюджета в текущем режиме. И мы можем получить по итогам 2013 года совсем не ту цифру, которую видим в плане сегодня.
Но и та, что заложена сейчас в проекте областного бюджета не мала. Она составляет 7,6 миллиарда рублей - такова сумма дефицита на 2013 год. Это семь процентов от расходов бюджета.
Очень важно оглядеться по сторонам и понять, какое место мы занимаем в российской действительности среди прочих регионов. Статистика других субъектов Федерации такова: только 27 из 83-х субъектов Российской Федерации закончили третий квартал 2012-го года с бюджетным дефицитом.
А Нижегородская область не только вошла в число этих 27-ми, но и заняла свое место в семерке регионов с самым высоким показателем дефицита бюджета. А в Приволжском федеральном округе по уровню дефицита мы - лидеры.
Фракция КПРФ считает, что жить в долг нужно прекращать. Нужно сейчас думать о том, как сокращать дефицит, как не занимать больше и за счет чего отдавать долг.
Сельское хозяйство брошено умирать?
Еще один серьезный аргумент, серьезный мотив с нашей стороны заключается в следующем. Фракция КПРФ всегда называла всемерную поддержку агропромышленного комплекса в качестве приоритетного направления бюджетной политике.
Но в бюджете на следующий год аграрная отрасль не будет финансироваться в объемах, которые позволили бы сельскому хозяйству просто хотя бы сохраниться, не говоря уже о развитии. Доля финансирования аграрного сектора составляет всего 3,6% от общей структуры расходов. И это при том, что сельское хозяйство у нас сейчас переживает серьезный кризис и по индексу сельскохозяйственного производства по первому полугодию 2012 года наша Нижегородская область ухудшила свои показатели и заняла уже 75-е место среди 83-х субъектов Российской Федерации. Ранее это было 65-е место. Это данные Росстата.
В этой ситуации нужно кардинально увеличивать объемы финансирования сельского хозяйства. Однако эта отрасль по-прежнему субсидируется по остаточному принципу.
Развития региона нет
Нам говорят, что нужно занимать, потому что долг - это не плохо. Мы же занимаем не на проедание, мы же занимаем на развитие. Но у нас на 2013 год бюджет развития значительно меньше, чем в текущем году и тем более, чем в прошлом году.
Бюджет развития уменьшается год от года, а долг растет. Значит, что-то явно не то. Значит, общий вектор бюджетной политики не верен. Судите сами.
У нас есть целевая областная программа, которая называется «Развитие социальной инженерной инфраструктуры как основа повышения качества жизни населения Нижегородской области». Это и есть бюджет развития. Эта программа направлена на создание новых материальных ценностей, строительство и реконструкцию новых зданий.
Так вот, в 2013 году на ее реализацию предусмотрено четыре миллиарда рублей. В 2011 году из областного бюджета на бюджет развития приходилось 9,5 миллиарда рублей. То есть - в два с половиной раза больше. В 2012-м - 6,5 миллиарда. То есть, меньше, чем в 2011-м, но больше, чем заложено на 2013 год в полтора раза.
Мы, таким образом, наблюдаем поэтапное, год за годом снижение финансирования строительства, капитального ремонта, реконструкции имеющихся зданий социальной направленности.
Все меньше культуры
В бюджете 2013 года есть еще одна дефицитная отрасль, помимо сельского хозяйства - это культура.
У нас существует такой негласный, что называется - неписаный принцип заложен на 2013 год, чтобы расходы на социальные статьи бюджета индексировались как минимум на величину официального шага инфляции. Чтобы дефлятор составлял 6,5% на 2013 год - такой у нас существует прогноз инфляции в стране.
На культуру же, например, в областном бюджете будущего года финансирование не только не увеличивается на 6,5%, а наоборот сокращается почти на 12% к уровню 2012 года. В денежном выражении на всю культуру региона выделяется всего 635 миллионов рублей - это 0,7% от общих расходов бюджета.
В прошлые годы эта цифра была выше за счет того, что разрабатывался проект строительства тетра оперы и балета. Выкупали здания - в садике Пушкина ресторан «Онегин» за 90 миллионов рублей, 290 миллионов рублей потратили на разработку проекта и так далее. Вот за счет этих трат статьи по расходам в разделе «Культура» были чуть повыше.
На следующий год ничего этого не планируется. Потраченные средства остаются «замороженными», строить не собираются. Вот 0,7% и получаем.
Напоминаю: обслуживание госдолга - 4,4%. Это выплата процентов по долгу, может быть - частичная выплата по основному «телу» долга.
Для сравнения: в Самарской области в процентах финансирование культуры от общей суммы расходов бюджета - в два раза больше, чем в Нижегородской области. А в Орловской области, что меня очень заинтересовало, в регионе, где бюджет почти в три раза меньше в части расходов, чем у нас, расходы на культуру составляют сумму близкую к сумме, которую тратим мы - то есть это в разы, во многие разы превышает работу нашего правительства в сфере культуры.
Социальное недофинансирование
Недофинансирование коснется на наш взгляд - я подчеркиваю, что это наша позиция, и в отношении культуры, и в отношении сельского хозяйства, и в отношении всего остального - недофинансирование коснется на наш взгляд и ряда значимых социальных мероприятий.
Например, на реализацию противопожарных мероприятий в школах Нижегородской области, на укрепление материально-технической базы детских домов денег заложено в среднем меньше на 10%, чем в 2012 году.
А вот на предоставление субсидий бюджетам районов, на организацию отдыха и оздоровления детей как круглогодичного, так и в летние месяцы заложено 0,9 повышение. То есть, шаг инфляции - 6,5 процента, а здесь увеличение планируется всего на 0,9%.
Но если повышение меньше, чем официальный шаг инфляции, то речь идет о фактическом снижении финансирования. И это при том, что правительство области прогнозирует увеличение числа детей, которые воспользуются услугами каникулярного и круглогодичного отдыха. И это финансирование к тому же включает в себя и повышение зарплат сотрудников оздоровительных центров.
На село, на строительство новых объектов социальной сферы, школ, детских садов, поликлиник, реконструкцию старых объектов не хватает средств - бюджет развития сокращается. Возникает вполне справедливый вопрос: на какие же нужды средств хватает и на что их нужно в первую очередь тратить?
То есть, возникает вопрос приоритетов - то, о чем фракция КПРФ говорила всегда.
Давайте правильно расставим приоритеты расходования наших общих средств. И приоритеты расставлены так - на это, на детей и больницы, не хватает, на что же хватает?
На содержание аппарата министерства социальной политики правительства Нижегородской области расходы возрастут на 13,5%. То есть - вдвое больше официального шага инфляции. При том, что в 2012 году, я напомню, аппарат министерства социальной политики был увеличен на 23 штатные единицы.
Еще один вопрос - немножко скользкий. Наша фракция очень хорошо относится к спорту и физической культуре. И хорошо, что на эти цели в 2013 году будет выделено почти на 21 % больше средств, чем в году 2012-м. Сумма финансирования спорта в области достигнет 3 233 миллионов рублей.
Если еще добавим к этому косвенное финансирование из областного бюджета профессиональных спортивных команд - ведь нельзя финансировать их напрямую, через налоговые льготы заложено еще пока 500 миллионов рублей - то получим сумму в 3 миллиарда 733 миллиона рублей - на спорт и массовый и спорт высоких достижений.
Эта сумма практически равна общим расходам на сельское хозяйство - 3 миллиарда 900 миллионов рублей на всю аграрную сферу.
Очень хорошо, еще раз повторю, мы относимся к спорту. Но продовольственная безопасность сегодня в области становится проблемой стратегической, проблемой выживания.
Нам говорят, что у нас бюджет сегодня дефицитный, мы занимаем, нам надо решать какие-то вопросы, связанные с повышением зарплаты, а это очень тяжело, - но при этом мы с нуля строим за 400 миллионов рублей физкультурно-оздоровительные комплексы в Княгинине и в Ардатове.
Плюс к этому, давайте не забудем, у нас на очереди 900 миллионов рублей на разработку проекта строительства стадиона для чемпионата мира по футболу. Это еще пока в бюджете не заложено, там пока фигурируют 240 миллионов из этого проекта.
Траты на аппарат управления увеличиваются
Ну, хорошо, спорт - это все-таки социальные расходы. Это вопрос того, как распределятся средства внутри социальной группы, на что они будут расходоваться.
Но как быть с огромными средствами, которые власть тратит на пропагандистские проекты? Ведь 330 с лишним миллионов рублей предусмотрено на финансирование областных государственных СМИ!
На восемь процентов увеличивается финансирование телевидения. На 31,5% увеличивается финансирование информационного агентства правительства, причем прямо пишется - «в связи с увеличением штата сотрудников».
Плюс к этому еще на 40 миллионов рублей - на 12,5% - увеличены расходы на «проведение мероприятий по расширению информационного поля для освещения государственной политики области согласно заключенным договорам».
То есть, говоря простым языком, помимо 330 миллионов финансирования государственных средств массовой информации, еще 40 миллионов сверху, дополнительно - на освещение деятельности правительства в коммерческих СМИ.
Наша фракция считает, что нужно улучшать качество жизни нижегородцев, а не тратить народные средства на то, чтобы рассказывать нижегородцам как им стало лучше жить.
Далее идут уже традиционные 100 миллионов рублей на представительскую, выставочную, конгрессную деятельность. 9,5 миллионов рублей на проведение социологических исследований по заказу областного правительства.
Но все-таки понятно, что самые сомнительные расходы связаны с увеличением управленческого аппарата.
На управление делами правительства области у нас в 2013 году предполагается потратить на 21% больше, чем в году 2012-м. 21% сверху. Еще раз напоминаю: при официальном шаге инфляции в 6,5% эти расходы возрастут троекратно по сравнению с инфляционным ожиданием - это 747 миллионов рублей.
На содержание аппарата управления Нижегородской области расходы будут увеличены на 18%.
Мы видим здесь какой-то странный двойной стандарт, странный подход. Где-то увеличение идет на величину даже меньшую шага инфляции, а где-то - в два-три раза, на величину большую, чем этот шаг.
На все, на строительство и реконструкцию всех объектов культуры в области планируется выделить 100 миллионов рублей - на все дома культуры на селе, библиотеки, кинотеатры. На строительство только первой очереди строительства Дома правительства в Нижегородском кремле - те же почти 100 миллионов. Цифры равные.
63 миллиона рублей на представительство области при правительстве Российской Федерации, которое чем занимается? Не понятно. Название красивое, солидное, возглавляет вице-губернатор, с соответствующим штатом чиновников. А оказывается, что здание используется лишь для квартирования чиновников во время столичных командировок. Не слишком ли велик статус? Не слишком ли велики траты?
Эти и другие вопросы дали основание фракции КПРФ принять решение о голосовании против проекта бюджета области 2013 года, предложенного областным правительством.

Владислав Егоров

(взято с apn-nn.ru/547967.html)