КАК ПОМОЧЬ:

Казна НГД (на проекты и текущую деятельность): № 410011424908105 Яндекс-деньги
Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 Яндекс-деньги.

четверг, 26 июля 2012 г.

Варварство

Чтоб духу Истории тут не было

Американцы, французы, греки... Что-то влекло к этому дому на улице Горького бывающих в Нижнем иностранцев. Останавливаясь в многоэтажной коробке близлежащей гостиницы, они приходили к нему и, находя понимание у арендаторов, напрашивались зайти. А вот большинство нижегородцев, прямо надо сказать, мало обращали на этот купеческий особнячок внимания. Пока на днях к его стенам не подъехал экскаватор и в спешке, вызывающей по меньшей мере недоумение, не превратил его в руины.






Аргумент власти – 15 бойцов БСН

Толком не отгородив забором место работ, субботним утром 21 июля строители приступили к разрушению. При этом группе возмущенных горожан ни рабочие, ни подоспевший к линии обороны дома прораб Грехов не смогли предъявить необходимые для начала подобных работ документы. В конфликт вмешались представители полиции, которые, по свидетельству очевидцев, не проявили особой заинтересованности к заявлениям граждан о том, что действия подрядчика по всем признакам незаконны, хотя в ОП № 5 дежурным все-таки было принято заявление кандидата исторических наук Анны Давыдовой о том, что в сносе дома номер 107 по улице Горького есть признаки преступления по статье 243 УК РФ. Накануне Анна получила на руки акт государственной историко-культурной экспертизы, проведение которой было заказано лицензированному специалисту. Необходимость в экспертизе возникла после того, как постановлением регионального правительства от 8 февраля 2011 года здание по вышеуказанному адресу – так называемый дом купца Чеботарева – было лишено статуса вновь выявленного объекта культурного наследия, присвоенного приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 12.05. 99; и лишен на основании заключения до сих пор неизвестного общественности специалиста, отказавшего дому Чеботарева в признании его ценности для города. Между тем аттестованный министерством культуры РФ эксперт, лауреат Премии Нижнего Новгорода в области краеведения Алексей Давыдов в своем заключении указывает: «По своему архитектурно-художественному решению и объемно-пространственному построению объект уникален как единственный в Нижнем Новгороде жилой дом XIX в. с угловым главным фасадом. Такое построение дома прекрасно соответствует его градостроительной роли: выделенный мезонином «срез» уличных фасадов просматривается с дальних расстояний по магистральной улице Горького. Объект как бы маркирует преддверие зоны малоэтажной исторической застройки, расположенной в глубине кварталов между улицами Горького и Белинского. Незначительные переделки практически не повлияли на восприятие здания. Обращают на себя внимание уравновешенные пропорции фасадов, имеющих классицистический облик с налетом нарождающейся эклектики. Объект является подлинным источником по истории нижегородской архитектуры середины XIX в. – периода перехода от классицизма к эклектике».

Передать в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области подготовленную Алексеем Давыдовым экспертизу, как того требует порядок, в субботу, понятное дело, было невозможно. Впрочем, это не помогло и в понедельник, 23 июля, когда в управлении она была зарегистрирована. Часам к четырнадцати прораб Грехов привез-таки ордер на снос, выписанный, есть подозрения, задним числом. Ведь если бы этот документ имелся раньше, им ткнули бы в нос защитникам дома сразу же, и воскресенье не пропало бы даром для торопящихся зачистить эту точку города, чтобы духу Истории здесь не было.

Отряд БСН из пятнадцати бойцов стал единственным аргументом власти, чтобы настоять на своем. Оцепив стройплощадку по периметру, они встали между бульдозером, крушившим мощную каменную кладку дома, и нижегородцами, неравнодушными к культурному наследию своего города. Женщины плакали. С балкончика рядом стоящей двухэтажки на происходящее с болью смотрела Алла Маркова. Долгие годы ее отец, С. Н. Марков, арендовал помещения в доме Чеботарева в качестве офиса для своей компании «Мануфактура». Им было вложено много сил, души и средств в его сохранение, и во многом благодаря ему здание выглядело ухоженным, что вообще-то большая редкость для памятников архитектуры Нижнего Новгорода. Узнав о сносе особняка, Сергей Николаевич упал с инсультом, находясь в его главной зале, и умер. Было ему всего 66 лет. Вот если бы такие люди возглавляли нижегородское Управление государственной охраны объектов культурного наследия! Нет специального образования? И не надо! Нынешний его руководитель, В. Ю. Хохлов, есть сведения, его тоже не имеет.

Просто архитекторы – чиновники

Совсем скоро освободившееся пространство закатают в асфальт: по решению властей, улица Горького от площади Горького до площади Свободы должна быть расширена с четырех до шести полос. Стоит подчеркнуть, что этот отрезок дорожной сети в черте так называемого старого города, согласно данным Яндекс-карты, имеет протяженность всего полтора километра. Какой же смысл расширять здесь дорогу, да еще такой ценой, недоумевают многие горожане? Ведь помимо вышеупомянутого дома по адресу Горького 107, имевшем, как следует из государственной экспертизы, все признаки объекта культурного наследия, должен пойти под снос парк Кулибина – один из немногих островков зелени в Нижегородском районе и тоже весьма примечательное для истории города место. А следом идет черед и Музея интеллигенции, который, будучи по документам объектом культурного наследия, решено «перенести» в другое место. Вот только плачевный вид уже перемещенных когда-то памятников заставляет подозревать, что это тоже приговор, только несколько отсроченный.

На протяжении нескольких дней на форуме самой популярной онлайновой площадки Нижнего Новгорода – nn.ru – шли по этому поводу жаркие дебаты.

– Всё старьё давно пора сносить! Какие нафиг памятники архитектуры? Кому они нужны? Надо смотреть в будущее, а не жить прошлым. Небоскрёбы пора строить на Покровке и на улице Минина, – заявлял некто с ником Rapot.

– Надоели все эти «памятники» архитектуры, сгнившие в центре города – давно пора все снести и сделать нормальные парковки и дороги! Город надо развивать! – возмущался, ставя по несколько восклицательных знаков в каждом предложении форумчанин Vikingsam.

– В сохранении исторической застройки очень важен такой момент, как контекст, – счел необходимым оставить свой комментарий Просто архитектор, в офлайне известный как главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов. – Если контекст сохранен, то историческая застройка воспринимается органично, она несет в себе дух того времени, когда была возведена. Если исторические здания находятся в количественно большем диссонирующем окружении, они теряют свою ценность, выпадают из среды и становятся нелепыми. Если, конечно, историческое здание не является шедевром. Шедевр может и на фоне современной застройки не потерять свою ценность. Дом, вокруг которого ведутся сейчас столь жаркие дебаты, при всей своей милой провинциальной симпатичности, шедевром не является. Это вполне ремесленная работа того времени, не обладающая никакими признаками уникальности, чтобы там не говорили кандидаты исторических наук. Неплохо сохранившееся рядовое здание, которое вполне могло бы существовать в соответствующем контексте, но... К сожалению, этого контекста там уже давно нет.

Не шедевр, говорите, Сергей Геннадьевич? Вот и генеральный директор ЗАО «Старый Нижний Новгород» Валерий Камальдинов (по нашей информации, имеющий отношение к освоению бюджетных средств), комментируя происходящее «Российской газете», тоже отмечает: не шедевр... Но это, господа хорошие, как посмотреть! Если сравнивать дом Чеботарева с палаццо Рукавишникова, то, конечно, не шедевр. Если посмотреть на все, что появилось в непосредственной близи от него в последние лет 50, то шедевр, на наш взгляд, несомненный. И потом, вы, собственно, на чем настаиваете: что в исторической части города уместна только выдающаяся архитектура? Тогда как, скажите на милость, было допущено появление в шаговой доступности от нижегородского кремля убожества под названием «Лобачевский-плаза»? Что касается контекста... А не вследствие ли попустительства и даже с прямой подачи тех, кто должен был этот контекст защищать, мы утратили его?

– Надо все ресурсы направлять на зоны, в которых контекст сохранен, создавать анклавы с исторической средой, где она преимущественно сохранилась – пишете вы нам, Сергей Геннадьевич. – У нас в городе достаточно сохранившихся улиц с историческим контекстом.

Хочется надеяться, что вы имели в виду в том числе улицу Ильинскую и улицу Пискунова, где в настоящее время погибают без должного ухода множество объектов культурного наследия.


Ирина Славина


Источник: http://slavirina.livejournal.com/68837.html