Как вы знаете, чуть более двух недель назад мы провели акцию, защищая от сноса дом на улице Большой Покровской. Удалось ли нам добиться поставленных целей? Да, безусловно, хотя и не в полном объеме.
Целей, которые мы ставили перед собой, было несколько, и я бы выстроил их в некую цепочку.
Первая цель - защитить само здание, которое предполагалось снести. Вторая - привлечь внимание к проблеме и подтолкнуть различные круги, различные общественные группы к ее решению. Я имею в виду вовлечение общественности в процесс противостояния варварскому уничтожению историко-культурного наследия Нижнего Новгорода. Чтобы в результате люди, органы, организации, которые заняты процессом уничтожения, поперхнулись бы этим.
К сожалению, полностью все проблемы решить в этом конкретном случае не удалось. Нам в итоге удалось добиться того, что начался демонтаж декора с дома, который был обречен на снос. Сам же дом будет снесен, то есть памятник архитектуры, мы потеряли, но потеряли не полностью. Не удалось добиться принятия решения о переносе, а не о сносе этого здания, однако наиболее ценные части декора здания сохранены, и теперь можно говорить о возможности воссоздания этого архитектурного памятника.
Привлечь же внимание к проблеме сохранения исторического наследия удалось на сто процентов. С нашей стороны то, что мы сделали, было шагом отчаяния. Однако в результате удалось привлечь внимание самых разных групп и граждан. И самое приятное - началась самоорганизация людей, которые озабочены этой проблемой. Буквально вчера я участвовал в круглом столе, в котором в узком кругу архитекторы, журналисты, другие специалисты обсуждали эту тему и в итоге договорились о координации своих действий в плане сохранения исторического наследия, координации действий памятниковедческих, юридических, журналистских, инженерных.
Чем еще мы намерены заниматься сейчас? Знаю, например, что у представителей общественности - не у властей - существуют планы создать в центре Нижнего Новгорода своеобразный музей-заповедник.
Я хочу отметить, что такие планы обсуждались нами еще в 1988-89 годах. Тогда обсуждалось создание на границе улиц Горького и Белинского не музея, но некоего живого заповедника, охранной зоны.
К сожалению, этим планам не удалось воплотиться в жизнь, однако этот проект дал толчок всесоюзному тогда еще конкурсу, на котором победил Александр Евгеньевич Харитонов, ныне покойный.
Он учел наши предложения. Однако и его проект не был воплощен в жизнь, а то, что было воплощено, воплощено с учетом коррупционных интересов.
Были и другие планы создания подобных охраняемых зон, однако, с каждым годом мест, которые еще можно было сохранить, становится все меньше и меньше.
Сейчас, по сути, в Нижнем Новгороде, в верхней части города сохранилась только улица Ильинская. Вокруг темы застройки этой улицы существуют огромные коммерческие интересы. Однако если мы сдадим и этот рубеж и улица Ильинская не сохранится в своем историческом виде, мы потеряем очень и очень многое.
Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что в моем понимании понятие музея-заповедника достаточно мертво. Я бы предпочел вести речь о территории, где людям было бы комфортно жить, но которая сохраняла бы свое историко-культурное значение. И куда было бы не стыдно привести туристов.
Недавно я разговаривал на эту тему с преподавателем в сфере туризма и гостиничного бизнеса. Она сказала: «Мы ведь теперь постоянно меняем туристические маршруты по нашему городу, потому что исчезают объекты, которые очень интересны гостям Нижнего Новгорода».
Мне и самому часто приходится показывать наш город иностранцам - у меня много друзей. Им бесполезно показывать новые дома, им интересна наша уникальная городская среда.
За последние пять лет мы потеряли 50 процентов этой уникальной среды. Но нам еще есть за что держаться и за что бороться.
Станислав Дмитриевский
Источник: http://apn-nn.ru/545798.html