Дорогие друзья. В последние дни ко мне часто обращались различные люди, в том числе и вполне уважаемые мной, с предложением подписать то или иное письмо в защиту вещей и объектов, дорогих и близких их сердцу.
Я не подписал ни одного.
И не буду впредь.
Так что, более ко мне с этим прошу не обращаться.
Вместе с тем, из уважения к множеству этих искренних, умных и смелых людей, считаю своим долгом объяснить почему. Более того, я уважаю их позицию, равно как и позицию каждого, кто читает это письмо.
И ни один из вас не обязан отвечать мне взаимным уважением.
Думайте что хотите, и как хотите.
Итак, к делу.
ПИСЬМО ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСКИХ ГРОБОВ
И МОГУЧЕЙ ДУБРАВЫ, НАД ИХ МОГИЛАМИ РАСТУЩЕЙ, И ВЕТХИХ ЖИЛИЩ, И СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ О НИХ, И ИХ ВЕРОВАНИЙ И ОБЫЧАЕВ
Пусть мертвые хоронят своих мертвецов.
Я никогда не был сторонником нынешней власти, не являюсь им сейчас, и не могу представить себе ситуации, способной побудить меня изменить свое отношение к ней в будущем. И многие из вас это прекрасно знают.
К тому же, по классовой принадлежности относясь к тем, кто зарабатывает на жизнь плодами своей мысли, и по взглядам являясь анархистом, я уверен, что нынешняя власть неисправимо дурна по самой природе своей.
Вслед за многими европейскими интеллектуалами я убежден, что миссия всякого просвещенного человека, не интегрированного в государственную машину, состоит в беспощадной критике абсолютно любой власти.
Но это не значит, что я буду поддерживать каждую инициативу, направленную против нее. Хотя бы потому, что у меня есть и своя позиция.
И она не всегда совпадет с вашей.
…
Я уверен, что общество должно само организовывать свою жизнь. Хотя, до полного торжества просвещенной анархии человечеству еще предстоит дорасти. И судя по всему, это займет не одну тысячу лет.
И отменить государство, и органы местного самоуправления, прямо сейчас, значит погрузить страну в бездну советского маразма, а то и вовсе, ввергнуть его в состояние первобытной дикости и гражданской войны.
Это было бы тем же самым, как если бы просвещенные граждане древних Афин вдруг отменили рабство. Всякому овощу свое время, и те из них, что растут на дереве общественного прогресса, зреют долго.
Все это значит, что государство по-прежнему нужно. Просто, оно должно стать другим. Более эффективным, и ориентированным на людей.
И местная власть по-прежнему нужна.
…
И первое и основное, чем должна заниматься местная власть, это обустройство жизни людей. Создание благоприятной и ориентированной на комфорт и удобство людей окружающей их искусственной среды.
Для того и существует местная власть. Не для высокой политики и философских дискуссий о природе бытия и будущем человечества. Не для речей с трибуны. Но для уборки мусора, постройки зданий, и ремонта дорог.
Это и есть та самая нудная повседневная фигня, которой вынуждена будет заниматься всякая новая власть. Любая власть, которая когда-нибудь придет на смену этой. И очень часто ей придется действовать жестко.
Кто бы ни оказался на мете нынешних местных князьков, либералы или монархисты, коммунисты или консерваторы, или самые убежденные в своей правоте зеленые, розовые и голубые, будут вынуждены заниматься этим.
Им придется следить за очисткой улиц, контролировать застройку территории, и ежедневно предотвращать транспортный коллапс.
И всегда будут те, кто окажется против.
…
Всегда будут существовать те, кто решит встать на защиту былого, не предлагая ничего взамен. Или предлагая то, на что не хватит средств. Либо то, что в принципе невыполнимо, хотя и прекрасно смотрится.
Но я не вижу в столь ценимой и горячо защищаемой старине никаких преимуществ. Я не могу понять, чем старая полуразвалившаяся от времени изба может быть лучше современного комфортабельного дома.
Я не могу понять, чем старые, узкие, и кривые улочки, доставшиеся нам с допотопных времен, лучше современных проспектов. Тем более, учитывая то, что на них утра до ночи не могут рассосаться пробки.
И я не верю в сущностное преимущество старых деревьев, то и дело рушащихся на машины моих друзей, перед юными деревцами.
Я думаю, это просто большой обман.
…
Мне известно многое из того, что вы мне скажете. Я слышал о любви к отеческим гробам, иванах, не помнящих родства, и священном прикосновении веков к нашей руке, когда та гладит древние камни. Я и сам чувствую это.
Но прошлое мертво. Прошлое, это могила. Мертвенных холод и мрак, к которым так тянутся наши сердца и руки, разочаровавшиеся обрести любовь и смысл в вечно изменчивом мире. Мы жаждем остановить мгновенье.
Но оно неудержимо утечет сквозь наши пальцы. Все обещания вечности, это ложь и обман. И вся ваша попытка удержать прошлое, сохранив его материальные артефакты, не отменит вашей собственной старости и смерти.
Вы никогда не вернете свою юность. Даже если прикуете себя цепями к древним дубам, что помнят вас детьми. Вы все равно не удержите время.
Позвольте ему уйти. И пускай оно течет себе дальше.
Пусть мертвые хоронят своих мертвецов.
…
Просто позвольте миру измениться. А с нынешней властью мы еще поборемся. И рано или поздно даже победим ее. Но не здесь и не так.
И пускай старый город умрет.
Новое лучше.
…
Габелев Евгений
Источник: http://www.b17.ru/blog/pismo_zashitnikam_starini/?prt=180