Наступает июнь, учебный год закончился, и всё внимание моё как учителя теперь - на сдаче экзаменов. Детки мои покидают школу, я – классный и должен испить эту чашу до дна.
Мне кажется, будничную изнанку ЕГЭ большинство наших сограждан представляет себе очень смутно, ежели только собственное чадо этого счастья не пережило.
Одна из главных мерзостей ЕГЭ – вовсе не содержание заданий и тестов, а безобразная его организация. Причём это бремя полностью возложено на школу, хотя она тут никак не заинтересована: ведь по сути ЕГЭ является экзаменом вступительным и лишь в самой малой степени - выпускным. Мы выставили оценки в аттестат и формально за результат экзамена не отвечаем. Лишь бы минимальный порог дети перешли, а это подавляющему большинству удаётся без особого труда. Надобно месяцами прогуливать уроки, чтобы по русскому языку и математике минимума не набрать.
Почему именно учителя должны организовывать ЕГЭ, понятно – никто другой с этим не справится. Хотя нужны здесь не знания, не педагогический талант – тут потребны навыки бонны, ведущей дитятко за руку, или конвоира – выбирайте образ на свой вкус.
С самого начала сентября озабочен я был составлением всяческих бумажек. Прежде всего, выясняли, куда чада мои поступают и что собираются сдавать. С 20 сентября по 1 марта я делал это трижды, требуя росписи под списками от самих учеников. Зачем? Чтобы не передумали в последний момент. После 1 марта они могут только отказаться от ненужного экзамена, но не выбрать другой. Видимо, наша энергетическая сверхдержава не в состоянии заготовить запасных комплектов тестов или боится, что преданные её работнички лишнее как-нибудь разворуют.
Недоверие к учителю-исполнителю и ученикам – одна их главных черт организации ЕГЭ. Хотя, конечно, разгильдяйство наше, с одной стороны, и готовность к жульничеству, с другой, не подлежат сомнению, но оценивание подобным образом всех участников ЕГЭ вообще - оскорбляет.
Поясню на простейшем примере. Экзамен начинается в 10-00 и ни минутой раньше. Для этого учащиеся собираются в своей школе к 8-00, чтобы оттуда следовать в ППЭ (пункт проведения экзамена). В 8:10 все ученики у нас уже были в сборе, через пятнадцать минут – в пункте назначения. Правильно! Ещё минут сорок стоим во дворе школы, потом потихоньку просачиваемся в здание. И так же бесполезно проводят время учителя – организаторы ЕГЭ. Зачем такой запас времени? А вдруг опоздает кто-то? паспорт забудет, проспит, в пробке застрянет. Пословица «семеро одного не ждут» здесь почему-то не работает, всё должно идти по плану: «Die erste Kolonne marschiert…. die zweite Kolonne marschiert…» Главное, очевидно, обеспечить спокойствие чиновников-организаторов.
Между прочим, пришедшие к 8-ми утра в школу дети могут простоять во дворе и просидеть в аудитории до 14-00, и никто их питанием и даже водой – в июньскую жару! – обеспечивать не собирается. Максимальная продолжительность экзамена – четыре часа без пяти минут, ибо полные четыре часа потребовали бы обязательной паузы для питания. Лицемерие наших чинуш, не желающих отягощать себя подобными заботами, беспредельно.
Но этим дело не заканчивается. Разумеется, дети готовы прихватить из дома бутылку с водой и шоколадку, и правила проведения ЕГЭ не запрещают им воспользоваться принесённым. Но вот 29 июня в 8-м лицее начальник ППЭ не захотел пропускать детей с сумками, причём соответствующие инструкции были озвучены нам накануне. Т.е., дитё должно нести с собой паспорт, ручку, уведомление в формате А4 и всё прочее в карманах, руках или зубах. Влажные салфетки и прочие средства гигиены? Зачем?!
Прелесть ситуации заключалась в том, что учителя сами заранее собирали у непонятливых девушек сумочки, складируя их в пакеты и рюкзаки. Официального запрета быть не может, он противоречил бы инструкциям – мы все беззакония путинского режима терпим добровольно и выполняем без укора! Одна из моих подопечных сумочку не сдала – выговор последовал не ей, а сопровождающему учителю, через него – директору и завучам. Это очень характерная черта нынешних запутинцев в образовании – прямого сопротивления они не ожидают и не любят, предпочитают «решать вопросы» через вымуштрованных директоров. А девушку с сумочкой пропустили.
Ещё одна деталь: в нашей гимназии в это время тоже проводился ЕГЭ, и податься нам с детскими вещами было некуда – в ППЭ во время экзамена «ненужным» учителям даже скамейки в вестибюле не полагается.
Возможно, дело в том, что у нас теперь объявлена война сотовым телефонам. Дело ясное: в интернете в прошлые годы решённые уже задания появлялись неоднократно. Но мы не можем поставить глушилки, мы запретим лучше детям носить с собой сумки, где телефон легче спрятать. Правда, теперь учащихся обследуют на входе металлодетектором… но сумочки лучше всё-таки не брать.
Телефон не полагается внутри ППЭ никому, даже учителю, сопровождающему детей официально (неофициально их приводят к месту пытки классные руководители и завуч/директор). По окончании экзамена сопровождающий педагог замечает, что одной моей ученице нехорошо, лица на ней нет. Отправляет в медпункт – высокое давление. Позвонить родителям девочки педагог не может – сотового телефона у неё нет! Почему стационарный телефон в 8-м лицее оказался не функционален – не знаю. Родителей вызывал я сам, благо, списком с контактными данными обзавёлся заранее. Вроде бы, ничего страшного…
Замечу, что описанные выше неприятности случились не с двоечниками и разгильдяями, а с золотыми медалистками. Именно такие дети чаще страдают от долбоеб…, извините, идиотизма наших чиновников, прикасающихся иногда к сфере образования.
… Ещё не описал я множества бумажек, приготовленных в течении года, причём конца им пока не видно.
Это были протоколы собраний, которые я должен был провести с детьми; протоколы родительских собраний, которые прошли не менее трёх раз… Везде подписи учеников и родителей. Самое памятное для меня в уходящем году – сбор подписей! Уроки? я срывался, порою, с собственного урока, если нужная подпись не была поставлена в срок. Звонил ученице, лежавшей дома с температурой под сорок, да ещё и не дома, а у бабушки, да трубку она взяла часа через два, но из Сормова всё-таки приехала. Скольких своих учеников я уличил в прогулах – подписей их в нужной бумажке не оказывалось! А прогулы в 11-м классе стали делом совсем обычным, завтрашние студенты в школе доучиваются и недоумевают, когда от них здесь кто-то что-то требует…
А ещё были памятки с правилами проведения ЕГЭ, которые родителям сначала раздали, хотя они им были не нужны, а потом стали с подписями собирать назад. Причём три-четыре наивных поставили текущее число – пришлось отправлять бумагу обратно, число могло быть только 26-м февраля. Надеюсь, вы понимаете, что вытащить в школу родителей – задача тоже не из лёгких. Моим коллегам это удавалось.
А потом были протоколы об ознакомлении с правилами заполнения бланков, которые пришлось переделывать, ибо не были сразу указаны лица, проводившие инструктаж. Ещё им предстоит расписаться в ведомости итоговых оценок, потом в протоколах прошедших экзаменов, потом ещё бог знает где. В общем, автограф поставить наши дети теперь умеют, сдадут ли ЕГЭ достойно – не знаю. Однако, нарисовать правильную галочку в нужной клеточке – это главный навык, который требует от выпускников великая держава, регулярно имитирующая всенародные выборы!
… Все бумажки, разумеется, должен готовить я, а начальники сверху будут радовать нас новыми сюрпризами – например, переменой места проведения экзамена.
Тут история отдельная. Места эти я знаю превосходно. Зачитывает мне завуч приказ: в такую-то школу отвезти столько-то листов бумаги формата А4, два скотча узких и два широких, пять ножниц и ещё какую-то дребедень. То есть, все школы привозят в ППЭ определённое количество этих предметов – подобно продразвёрстве или натуральному оброку. Да-да, это вам только кажется, что на дворе XXI век! Покупают родители эту хрень, а учителя после работы развозят. «А иначе ничего не получается!»
Кроме того, конкретный ППЭ прописан в уведомлении, выданном каждому ребёнку. Адрес, дата проведения экзамена, код собственной школы… Я чуть было не подумал, что сделано это для удобства ученика: чтобы он знал, куда идти. Но нет же, приводим его в ППЭ мы чуть не за руку! А вот без этого чудодейственного листочка его на экзамен не пустят, хотя паспорт - при нём. Почему так? бог весть. Кстати, уйти из ППЭ просто так дитё тоже не может: каждый родитель подписал специальный документ, разрешающий его чаду вернуться домой самостоятельно, ибо по замыслу высокого начальства учителя и обратно из ППЭ должны 17-летнего остолопа за руку вести до родной школы. Без подобного разрешения у директора школы могут возникнуть серьёзные проблемы…
Теперь уведомления придётся переделывать и снова детей в школу вызывать, чтобы их раздать...
В общем, на каждый вызов времени придумывают наши начальнички новый запрет или новую бумажку. Такой у них стиль жизни и образ мышления. И ежели кто-то не понимает, почему я пришёл в протестное движение, то я задам встречный вопрос: почему пока не все учителя в нём?
P.S. Ещё интересная деталь. Мой кабинет оборудовали для проведения ЕГЭ. Повесили две камеры наблюдения (эк удивили! в пятом отделе полиции в самой замызганной камере такие уже давно есть!). Потом говорят: компьютер из кабинета убрать. Я системный блок отключил и в угол поставил – нет, говорят, совсем убирай! Не может быть в кабинете компьютера. Потом взглянули на стенды музея – убрать нельзя, завесить надо! Какую подсказку найдут для экзамена по русскому и математике дети, которым и ходить-то по кабинету нельзя, в материалах о горьковских партизанских отрядах?! Но 9 мая прошло, Победу отпраздновали, можно стенды и занавесить. Потом приходит наш информатик, ноутбук приносит и камеры наблюдения к нему подключает. Я ему: а ноутбук – не компьютер?! ноутбук на экзамене допускается?! Смеёмся вместе!
Мне кажется, будничную изнанку ЕГЭ большинство наших сограждан представляет себе очень смутно, ежели только собственное чадо этого счастья не пережило.
Одна из главных мерзостей ЕГЭ – вовсе не содержание заданий и тестов, а безобразная его организация. Причём это бремя полностью возложено на школу, хотя она тут никак не заинтересована: ведь по сути ЕГЭ является экзаменом вступительным и лишь в самой малой степени - выпускным. Мы выставили оценки в аттестат и формально за результат экзамена не отвечаем. Лишь бы минимальный порог дети перешли, а это подавляющему большинству удаётся без особого труда. Надобно месяцами прогуливать уроки, чтобы по русскому языку и математике минимума не набрать.
Почему именно учителя должны организовывать ЕГЭ, понятно – никто другой с этим не справится. Хотя нужны здесь не знания, не педагогический талант – тут потребны навыки бонны, ведущей дитятко за руку, или конвоира – выбирайте образ на свой вкус.
С самого начала сентября озабочен я был составлением всяческих бумажек. Прежде всего, выясняли, куда чада мои поступают и что собираются сдавать. С 20 сентября по 1 марта я делал это трижды, требуя росписи под списками от самих учеников. Зачем? Чтобы не передумали в последний момент. После 1 марта они могут только отказаться от ненужного экзамена, но не выбрать другой. Видимо, наша энергетическая сверхдержава не в состоянии заготовить запасных комплектов тестов или боится, что преданные её работнички лишнее как-нибудь разворуют.
Недоверие к учителю-исполнителю и ученикам – одна их главных черт организации ЕГЭ. Хотя, конечно, разгильдяйство наше, с одной стороны, и готовность к жульничеству, с другой, не подлежат сомнению, но оценивание подобным образом всех участников ЕГЭ вообще - оскорбляет.
Поясню на простейшем примере. Экзамен начинается в 10-00 и ни минутой раньше. Для этого учащиеся собираются в своей школе к 8-00, чтобы оттуда следовать в ППЭ (пункт проведения экзамена). В 8:10 все ученики у нас уже были в сборе, через пятнадцать минут – в пункте назначения. Правильно! Ещё минут сорок стоим во дворе школы, потом потихоньку просачиваемся в здание. И так же бесполезно проводят время учителя – организаторы ЕГЭ. Зачем такой запас времени? А вдруг опоздает кто-то? паспорт забудет, проспит, в пробке застрянет. Пословица «семеро одного не ждут» здесь почему-то не работает, всё должно идти по плану: «Die erste Kolonne marschiert…. die zweite Kolonne marschiert…» Главное, очевидно, обеспечить спокойствие чиновников-организаторов.
Между прочим, пришедшие к 8-ми утра в школу дети могут простоять во дворе и просидеть в аудитории до 14-00, и никто их питанием и даже водой – в июньскую жару! – обеспечивать не собирается. Максимальная продолжительность экзамена – четыре часа без пяти минут, ибо полные четыре часа потребовали бы обязательной паузы для питания. Лицемерие наших чинуш, не желающих отягощать себя подобными заботами, беспредельно.
Но этим дело не заканчивается. Разумеется, дети готовы прихватить из дома бутылку с водой и шоколадку, и правила проведения ЕГЭ не запрещают им воспользоваться принесённым. Но вот 29 июня в 8-м лицее начальник ППЭ не захотел пропускать детей с сумками, причём соответствующие инструкции были озвучены нам накануне. Т.е., дитё должно нести с собой паспорт, ручку, уведомление в формате А4 и всё прочее в карманах, руках или зубах. Влажные салфетки и прочие средства гигиены? Зачем?!
Прелесть ситуации заключалась в том, что учителя сами заранее собирали у непонятливых девушек сумочки, складируя их в пакеты и рюкзаки. Официального запрета быть не может, он противоречил бы инструкциям – мы все беззакония путинского режима терпим добровольно и выполняем без укора! Одна из моих подопечных сумочку не сдала – выговор последовал не ей, а сопровождающему учителю, через него – директору и завучам. Это очень характерная черта нынешних запутинцев в образовании – прямого сопротивления они не ожидают и не любят, предпочитают «решать вопросы» через вымуштрованных директоров. А девушку с сумочкой пропустили.
Ещё одна деталь: в нашей гимназии в это время тоже проводился ЕГЭ, и податься нам с детскими вещами было некуда – в ППЭ во время экзамена «ненужным» учителям даже скамейки в вестибюле не полагается.
Возможно, дело в том, что у нас теперь объявлена война сотовым телефонам. Дело ясное: в интернете в прошлые годы решённые уже задания появлялись неоднократно. Но мы не можем поставить глушилки, мы запретим лучше детям носить с собой сумки, где телефон легче спрятать. Правда, теперь учащихся обследуют на входе металлодетектором… но сумочки лучше всё-таки не брать.
Телефон не полагается внутри ППЭ никому, даже учителю, сопровождающему детей официально (неофициально их приводят к месту пытки классные руководители и завуч/директор). По окончании экзамена сопровождающий педагог замечает, что одной моей ученице нехорошо, лица на ней нет. Отправляет в медпункт – высокое давление. Позвонить родителям девочки педагог не может – сотового телефона у неё нет! Почему стационарный телефон в 8-м лицее оказался не функционален – не знаю. Родителей вызывал я сам, благо, списком с контактными данными обзавёлся заранее. Вроде бы, ничего страшного…
Замечу, что описанные выше неприятности случились не с двоечниками и разгильдяями, а с золотыми медалистками. Именно такие дети чаще страдают от долбоеб…, извините, идиотизма наших чиновников, прикасающихся иногда к сфере образования.
… Ещё не описал я множества бумажек, приготовленных в течении года, причём конца им пока не видно.
Это были протоколы собраний, которые я должен был провести с детьми; протоколы родительских собраний, которые прошли не менее трёх раз… Везде подписи учеников и родителей. Самое памятное для меня в уходящем году – сбор подписей! Уроки? я срывался, порою, с собственного урока, если нужная подпись не была поставлена в срок. Звонил ученице, лежавшей дома с температурой под сорок, да ещё и не дома, а у бабушки, да трубку она взяла часа через два, но из Сормова всё-таки приехала. Скольких своих учеников я уличил в прогулах – подписей их в нужной бумажке не оказывалось! А прогулы в 11-м классе стали делом совсем обычным, завтрашние студенты в школе доучиваются и недоумевают, когда от них здесь кто-то что-то требует…
А ещё были памятки с правилами проведения ЕГЭ, которые родителям сначала раздали, хотя они им были не нужны, а потом стали с подписями собирать назад. Причём три-четыре наивных поставили текущее число – пришлось отправлять бумагу обратно, число могло быть только 26-м февраля. Надеюсь, вы понимаете, что вытащить в школу родителей – задача тоже не из лёгких. Моим коллегам это удавалось.
А потом были протоколы об ознакомлении с правилами заполнения бланков, которые пришлось переделывать, ибо не были сразу указаны лица, проводившие инструктаж. Ещё им предстоит расписаться в ведомости итоговых оценок, потом в протоколах прошедших экзаменов, потом ещё бог знает где. В общем, автограф поставить наши дети теперь умеют, сдадут ли ЕГЭ достойно – не знаю. Однако, нарисовать правильную галочку в нужной клеточке – это главный навык, который требует от выпускников великая держава, регулярно имитирующая всенародные выборы!
… Все бумажки, разумеется, должен готовить я, а начальники сверху будут радовать нас новыми сюрпризами – например, переменой места проведения экзамена.
Тут история отдельная. Места эти я знаю превосходно. Зачитывает мне завуч приказ: в такую-то школу отвезти столько-то листов бумаги формата А4, два скотча узких и два широких, пять ножниц и ещё какую-то дребедень. То есть, все школы привозят в ППЭ определённое количество этих предметов – подобно продразвёрстве или натуральному оброку. Да-да, это вам только кажется, что на дворе XXI век! Покупают родители эту хрень, а учителя после работы развозят. «А иначе ничего не получается!»
Кроме того, конкретный ППЭ прописан в уведомлении, выданном каждому ребёнку. Адрес, дата проведения экзамена, код собственной школы… Я чуть было не подумал, что сделано это для удобства ученика: чтобы он знал, куда идти. Но нет же, приводим его в ППЭ мы чуть не за руку! А вот без этого чудодейственного листочка его на экзамен не пустят, хотя паспорт - при нём. Почему так? бог весть. Кстати, уйти из ППЭ просто так дитё тоже не может: каждый родитель подписал специальный документ, разрешающий его чаду вернуться домой самостоятельно, ибо по замыслу высокого начальства учителя и обратно из ППЭ должны 17-летнего остолопа за руку вести до родной школы. Без подобного разрешения у директора школы могут возникнуть серьёзные проблемы…
Теперь уведомления придётся переделывать и снова детей в школу вызывать, чтобы их раздать...
В общем, на каждый вызов времени придумывают наши начальнички новый запрет или новую бумажку. Такой у них стиль жизни и образ мышления. И ежели кто-то не понимает, почему я пришёл в протестное движение, то я задам встречный вопрос: почему пока не все учителя в нём?
P.S. Ещё интересная деталь. Мой кабинет оборудовали для проведения ЕГЭ. Повесили две камеры наблюдения (эк удивили! в пятом отделе полиции в самой замызганной камере такие уже давно есть!). Потом говорят: компьютер из кабинета убрать. Я системный блок отключил и в угол поставил – нет, говорят, совсем убирай! Не может быть в кабинете компьютера. Потом взглянули на стенды музея – убрать нельзя, завесить надо! Какую подсказку найдут для экзамена по русскому и математике дети, которым и ходить-то по кабинету нельзя, в материалах о горьковских партизанских отрядах?! Но 9 мая прошло, Победу отпраздновали, можно стенды и занавесить. Потом приходит наш информатик, ноутбук приносит и камеры наблюдения к нему подключает. Я ему: а ноутбук – не компьютер?! ноутбук на экзамене допускается?! Смеёмся вместе!
И.Х.Мясковский, учитель истории