КАК ПОМОЧЬ:

Казна НГД (на проекты и текущую деятельность): № 410011424908105 Яндекс-деньги
Касса взаимопомощи для политзаключенных НН: 410011469069466 Яндекс-деньги.

среда, 6 января 2016 г.

Пернатые обитатели Копосовской поймы

Копосовские луга и дубрава относятся к тем территориям, которые я регулярно посещаю с 2006 года. Это одно из лучших мест в Нижнем Новгороде, где можно наблюдать, изучать, фотографировать различных птиц. По моим наблюдениям, на территории, прилежащей к Копосовской дубраве, обитает порядка 50 видов птиц. Это достаточно много, учитывая, что в Нижегородской области в настоящее время зарегистрировано 302 вида.

Среди этих 50-ти особого внимания заслуживает, в первую очередь, ястребиная славка, занесенная в Красную книгу Нижегородской области. Это маленькая серая птица с красивой песней. Благодаря своему окрасу, она напоминает ястреба в миниатюре. В копосовских лугах ежегодно насчитывается около пяти-десяти гнездящихся пар. В Нижнем Новгороде это, пожалуй, единственное место, где ястребиная славка гнездится с такой высокой плотностью (вся популяция разместилась на территории площадью порядка 100 кв.м).

Второй редкий житель - это кулик-сорока: вид, занесенный в Красную книгу России. Эта птица гнездится вдоль берега Волги. Кулик-сорока достаточно крупный, размером с ворону. Он имеет сорочью, черно-белую окраску и длинный ярко-красный клюв. Его ни с кем не спутаешь. Кроме того, в копосовских лугах кормятся серая цапля и малая чайка, которые занесены в Красную книгу Нижегородской области.

Большой интерес для исследователей и рядовых наблюдателей также представляют гнездящиеся там ушастые совы. Весной-летом в вечернее время их легко увидеть и услышать. В Нижнем Новгороде нет других мест, где ушастых сов было столь же много. Всего в копосовских лугах встречается два вида сов. Второй вид – болотная сова, гнездится там нерегулярно.

В весеннее время, если организовать экскурсию, этих и других птиц можно будет увидеть своими глазами. В апреле-мае они прилетают из теплых краев, чтобы вывести здесь потомство.

В мире наблюдениями птиц занимаются миллионы людей. К примеру, в Англии, Германии «бердвотчингом» увлечена половина населения, проводятся даже  соревнования, кто встретит наибольшее количество видов. Очевидно, что и самые обычные, на первый взгляд, виды птиц принесут рядовому горожанину много положительных эмоций. У нижегородцев есть такая возможность, причем сделать это они могут, не покидая городской черты.

У нас считается, что если на земле нет деревьев, она неинтересна, её можно застраивать и проводить на ней другую хозяйственную деятельность. На самом деле пойменные луга имеют не меньшую ценность, чем леса. Это такие же уникальные экосистемы с множеством взаимных связей между животными и растениями.

Застройка волжской поймы в Сормове нанесёт невосполнимый ущерб природному богатству нижегородского края. Экосистема пойменных лугов прекратит своё существование, многие виды птиц навсегда покинут эту территорию.

Строительство намечено так близко к Копосовской дубраве, что, несомненно, повредит и самому памятнику природы. Расстояние в несколько сотен метров от стройплощадки ничтожно. За последнее столетие площадь дубрав в Нижегородской области существенно сократилась. А в Копосовской роще сохранился значительный массив старовозрастных дубов. Сначала стройка, а затем огромный микрорайон её просто уничтожат. Уже сейчас по дубраве ездят машины, летом там разжигают костры. Представьте, что будет, если вблизи построят новый микрорайон.

Мне эта территория очень дорога и близка. Я хочу и дальше изучать её, бывать там, наблюдать за пернатыми. Пусть она останется такой, какая есть. Было бы замечательно, если б копосовским лугам придали природоохранный статус и присоединили их к Копосовской дубраве, сделав эту территорию единым памятником природы. Я готов встретиться с представителями областного правительства, чтобы убедить их в том, что застройка волжской поймы и уничтожение уникальной территории просто недопустимы.

Алексей Левашкин
орнитолог, член Союза охраны птиц России, 
старший научный сотрудник музея-заповедника «Щелоковский хутор».

Фото автора
и Натальи Бодровой